Необходимо отметить, что отдельный вклад в развитие искусства маньеризма был внесен группой учеников Рафаэля, создавших монументально-декоративные циклы картин, обладающих насыщенной гротескной и орнаментикой атектоничностью.
Огромный вклад в развитие и становление Маньеризма сделал Джамболонья, добившийся в своих произведениях гармоничного сочетания причудливых поз, изысканной плавности и элегантности форм.
В конце первой половины XVI века маньеризм был самым распространенным направлением живописи в Италии. Его стиль, полный сложных аллегорий, доступных лишь посвященным, обладал принципиально эклетическими средствами выражения.
Становление маньеризма как общеевропейского искусства во многом произошло благодаря работе итальянских мастеров Испании, Франции, Чехии и других европейских стран, широко распространивших картины, графики, гравюры, различные художественные декоративные элементы архитектуры, выполненные в маньеристическом стиле.
В конце XVI века под воздействием академистов болонской школы в Италии и выступлений Караваджо, маньеризм стал терять популярность, уступая место набирающему популярность барокко.
Сейчас среди западных искусствоведов заметна склонность к преувеличению понятия “маньеризм” и приписыванию этого жанра многим мастерам, лишь касавшихся маньеризма или испытавших отдельные его влияния на своем творческом пути.