Маньеризм (от итальянского manierismo, maniera – прием, манера) – направление в европейской живописи XVI века, появившееся как ответвление итальянского Возрождения.
Маньеризм явил собой кризисный период идеалов гуманизма эпохи Ренессанса и крах антропоцентрических идеализации. Этот стиль художественного искусства приобрел популярность за счет художника Вазари, назвавшего маньеризмом искусство с повышенной грациозностью, утонченностью и уравновешенностью. Большинство критиков начиная с XVII века называли термином “маньеризм” искусство, насыщенное метафоричностью, гиперболизацией и гротеском.
Маньеризм часто трудно определить как в живописи, так и в архитектуре и скульптуре; отличительными чертами маньеризма можно назвать осознанное презрение к классическим правилам и традициям искусства. Признанные мастера маньеризма высказывали в своих работах бесконечное разочарование, горестное отчаяние, идеи нестабильности мира и судьбы человека. Маньеристы стремились к выражению своей собственной «внутренней идеи» – особого художественного образа дальнейшей судьбы человечества и варианта необходимого, по их мнению, выбора.
Европейский маньеризм начала XVI века (работы живописцев Беккафуми, Понтормо) имел такие характерные черты, как:
– гротескная экспрессии поз и движений,
– драматичность и острота образов,
– удлиненность пропорций,
– световые и колористические диссонансы.
Интересно, что в “элитарном маньеризме” – искусстве для знатоков маньеризма – даже были возрождены отдельные черты придворно-рыцарской культуры эпохи Средневековья.