После Великой французской революции и Наполеона русская академическая батальная школа стала переходить от традиционной композиционной установке (полководец в центре) к документальности, детальности, точности изображаемых на полотне событий.
Однако преодолеть традиционную идеализацию русским мастерам так и не удалось. Вне традиций академической батальной живописи стояли также лубочные картинки Теребнева о народном подвиге в войне 1812-го года, «литографии казачества» Орловского, военно-бытовые зарисовки Федотова и литографии по теме Крымской войны Тимма.
Во второй половине XIX – начале XX веков бурное развитие реализма привело к популяризации пейзажей и психологических сюжетов в батальном жанре, к усилению внимания художника к быту, переживаниям и эмоциям офицеров и рядовых солдат. Кроме этого, в России в связи с популяризацией идеи повседневного солдатского героизма и демократическими движениями, касающихся тягот солдатской судьбы, жанр батальной живописи дополняется темами морских сражений и морского военного быта (наиболее известные работы принадлежать А. П. Боголюбову, К. Н. Филиппову, П. О. Ковалевскому, В. Д. Поленову и И. К. Айвазовскому). Суровые будни военного человека в своих картинах особо сильно изобразил В. В. Верещагин; художник сумел обличить жестокость завоевателей, милитаризм, страдания просто народа.
Подробнее о батальной живописи до XIX века.
Подробнее о современной батальной живописи.