В XIX-XX веках батальный жанр приобрел явно социально-реалистическую тенденцию в своем развитии. Это связано с раскрытием в художественной литературе и публицистики роли народа в войне и несправедливой агрессивности военных действий.
В XX веке сложившиеся принципы батальной живописи подверглись радикальным изменениям из-за жесточайших войн и социальных, национальных, освободительных движений эпохи. Традиционные батальные композиции буржуазных государств (особенно государств, подвергшихся фашистской диктатуре) в основном характеризовались как шовинистические. В протест империалистическим войнам и непрекращающемуся насилию художники, такие, как Мазерель, Кольвиц, Дикс, Брэнгвин, Ороско, создавали яркие, эмоционально-насыщенные образы народного трагизма.
Батальный жанр в СССР формировался в годы Гражданской войны, а особую популярность получил в период Великой Отечественной. В послевоенные годы в батальном жанре исполнялись плакаты, фронтовая графика и, так называемые, «Окна ТАСС». В искусстве советской батальной живописи широчайшее развитие получили идеи защиты социалистического отечества, единства народа, непобедимости армии. Героизм советского солдата, мужество и патриотизм народа стали главными темами батальных сюжетов в СССР.