В XVII-XVIII веках исторический жанр занимал ведущие роли в искусстве классицизма, включив в себя исторические, мифологические и религиозные сюжеты.
В результате, в этот период в историческом жанре были и историко-аллегорические композиции Ш. Лебрена, полные торжественности, и исполненные этического пафоса и внутреннего благородства картины подвигов античных героев Н. Пуссена.
Важный этап в своем развитии и становлении исторический жанр пережил в XVII веке, когда Д. Веласкес в своих произведениях на тему исторического конфликта между испанцами и голландцами добавил глубокую объективность и человечность; а так же благодаря картинам П.П. Рубенса, соединившего историческую реальность с фантазией и аллегорией, Рембрандта, отобразившего события нидерландской революции, темы героики и внутреннего драматизма.
Следующим важным этапом в развитии исторического жанра приходится на вторую половину XVIII века, в эпоху Просвещения, когда исторический жанр получил поэтическое и воспитательное значение. Это отразилось в картинах Ж.Л. Давида, где он изобразил героев республиканского Рима, явивших собой подвиг гражданского долга в условиях революционной борьбы. Принципами Давида пользовались при создании своих картин такие мастера французского романтизма как, Т. Жерико, Э. Делакруа, а испанец Ф. Гойи дополнил эти принципы эмоционально-чувственным восприятием общественных конфликтов, изображенных на картине: заставив зрителя переживать страсть борьбы, историческую трагедию, гражданскую гордость и т.д.