Интересно, что искусство второй половины XVII века было ознаменовано правлением Людовика XIV; так же этот период называют “расцветом французского абсолютизма” и “великим веком”.
Величие проявляется во всем, все виды искусства всеми возможными способами превозносили личность короля. С момента принятия Людовиком полной власти установилась политика полного подчинения, т.е. абсолютный контроль искусства со стороны королевской власти. Академия живописи и скульптуры, появившаяся в 1648 году, была официально подчинена первому министру короля. С 1671 года классицизм официально признается основным направлением всего искусства Франции. Это объясняет то, что для строительства восточного фасада Лувра был приглашен французский архитектор Перро, а не Бернини на тот момент известный на всю Европу.
Во второй половине XVII века в классицизме не было искренности и возвышенности, присущие ранним работам Пуссена. На тот момент классицизм стал таким искусством, которое было в прямом смысле специально приспособлено к требованиям короля и его свиты; отсюда строго регламентированные правила и нормы (подробно описаны в трактате Лебрена). Эти изменения сильно затронули портретный жанр, сделав его парадным и напыщенным. Если в первой половине века портрет был при всей монументальности прост в аксессуарах, то во второй половине он, подверженный общим тенденциям, стал пышным и важным. В этот период Франция становится главным ориентиром в европейском искусстве и серьезно закрепляется в этой роли вплоть до конца правления Людовика XIV. Это, в некотором роде, объясняет широкое влияние классицизма на европейское искусство и его дальнейшее прочное господство на европейском культурном пространстве.