О чем же разговаривать с ребенком, на чью долю выпало такое серьезное испытание? Да обо всем! Можно рассказать о себе и о своей жизни, поболтать о музыке и моде, о машинах и профессиях… Многое зависит от возраста и особенностей вашего подшефного. Если вы переписываетесь с девочкой пабуртатного возраста, то расскажите ей об особенностях ее кожи, об том, как можно ухаживать за собой. Рассказывая ребенку о жизни за пределами детского дома, вы даете ему представление о социальной жизни, в которую рано или поздно ему придется окунуться. Если ребенок расскажет вам о своих трудностях, дайте ему хороший, мудрый совет и поддержите морально. Мало кто обращал внимание на его трудности, а потому ему будет втройне приятно, что есть люди, которым он искренне интересен.
Пока у вас не сложились доверительные отношения с ребенком, не стоит спрашивать его о том, как он попал в детский дом или где его родители. Если ребенок захочет, он сам все расскажет. Не стоит также акцентировать внимание на болезни подшефного и чрезмерно его жалеть. Ваша цель – поддержать и отвлечь ребенка от проблем, а не внушить ему, что он «бедный-несчастный сиротка».
Если же Вы хотите писать ребенку, у которого нарушено зрение или есть ограничения в движениях, на помощь всегда приходят воспитатели. Они читают детям их письма, помогают составить и написать ответ. Елена, координатор Сергиево-Посадского детского дома для слепоглухих, рассказывает, что у них более 40 подшефных детей от 3 до 17 лет. Шефы пишут письма и посылают посылки, многие ездят к детям от одного до трех раз в месяц. Некоторые шефы даже специально изучают язык жестов и пишут детям письма шрифтом Брайля (рельефно-точечный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими людьми).
«С невидящими детьми при встречах общаться легко – они разговаривают, – рассказывает Елена, – с неслышащими же общение происходит через воспитателей или слышащих детей, владеющих жестовым языком. С совсем тяжелыми детками общение – это просто тактильный контакт через руки».
Автор — Екатерина Жарова