День Святой Троицы

День рождения Церкви
В этом году главнейший православный праздник – Троица – выпадает на воскресный день 23 июня. Помимо этого общепринятого названия, этот день имеет и другие наименование. Например, День святой Пятидесятницы – поскольку отмечается ровно через пятьдесят дней после Пасхи, или День сошествия Святаго Духа на апостолов – это название раскрывает историческую подоплеку события. Реже его именуют Днем рождения Церкви, но именно это наименование раскрывает суть того события, которое произошло почти два тысячелетия назад и по-прежнему оказывает благотворное влияние на многих людей во всем мире. Для кого-то остается загадкой, для чего нужна Церковь, для чего ходить в храм? Постараемся разобраться.

«Я считаю себя человеком нравственным. Разве нельзя человеку следовать христианскому учению без посещения церкви?
С уважением, Майя»
Давайте сразу определимся с терминологией. Если мы пишем слово «церковь» с маленькой буквы, то подразумеваем молитвенное здание, храм. Если пишем с большой, то это – общество верующих, объединенных благодатью Святого Духа. И в день Пятидесятницы 33-го года Нашей эры в Иерусалиме произошло рождение именно этого общества.
Через десять дней после того, как Господь Иисус Христос, выполнив спасительную миссию на Земле вознесся к Своему Отцу на Небо, Его ученики, исполняя наказ божественного Учителя, оставались в еврейской столице. Утром этого дня они все вместе пребывали в небольшом домике одного общего знакомого. Вдруг в запертом помещении они услышали порыв сильного ветра, который наполнил всю комнату, и увидели нечто, напоминающее языки пламени, разделяющиеся и устремляющиеся на каждого из них. Так в дальнейшем опишет сошествие Святаго Духа евангелист Лука в книге Деяний апостольских.
Этот пламень вместо ожога даровал ученикам удивительную силу, конечно, не физическую, а духовную, и они сразу почувствовали произошедшее внутри каждого из них преображение. В душе наступил мирный покой, но вместе с тем радость и вдохновение, многое из того, что раньше было непонятно, стало для них очевидным. В каждом появилась уверенность, но не в себе, а в Боге, который прибывал теперь неотлучно с ними, они больше не боялись ни озлобленной толпы, ни римских легионеров. Придет время, и ученики своей кровью смело докажут, что сила духа могущественнее силы оружия, а затем очень скоро языческий мир преобразится в христианский.
Полученная апостолами в тот день сила обладала еще двумя удивительными свойствами. Во-первых, она давала человеку знания, которыми он раньше не обладал, но использовать их можно было только на служение Господу. Так ученики Христовы с удивлением обнаружили в себе способность проповедовать на иностранных языках, которых раньше не знали, в дальнейшем это пригодилось им для распространения христианства среди множества народов. Во-вторых, вскоре выяснилось, что эту удивительную силу с помощью молитвы можно передавать другим последователям Христова учения.

Благодать
Так родилась Церковь. С тех пор благодать, полученная двенадцатью апостолами, продолжает жить в миллионах людей, причем не только в живущих ныне, но и в ушедших в мир иной, ведь у Бога все живы. Доказательством этого является помощь святых по молитвам.
Благодать – это сила Божия, или даже энергия Святаго Духа. Слово «энергия» в последнее время, стараниями разномастных экстрасенсов и окультистов, приобрело некое магическое звучание. Но в переводе с греческого языка это слово означает «действие». В христианском понимании это действие Бога в своем творении. Благодать нельзя получить ни за деньги, ни с помощью каких-то магических манипуляций, как думают некоторые. Например, поставлю дома камушек, и буду напитываться его энергией, прислонюсь к деревцу и получу его силу, кто-то так и про иконы помышляет. Все это рудименты языческого сознания. Благодать можно получить только живым общением личности человека с Личностью Бога.

«Просите, и дано будет вам» – свидетельствует евангелие от Матфея. Святого Духа нельзя обмануть, только поиск Его делает человека причастным Ему. Приобрести благодать – значит научиться жить с Богом, обрести Царствие Божие. Причем, уже на этом свете, по слову Спасителя, «Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17, 20). А на том свете эта сила вводит человека в Рай.

Церковь
Быть нравственным, порядочным, добрым и отзывчивым человеком – это замечательно, но сами по себе без веры эти качества к Богу не приближают, хотя и не удаляют. Христианское учение направленно, прежде всего, на соединение с Богом посредством благодати. Конечно, безнравственный человек не способен приобщиться к Творцу, но покаяние каждому открывает путь к Нему.
Живет благодать в Церкви, а она, в свою очередь, проявляется в христианах, которые общаются с Богом и между собой в храмах, церквах и монастырях. Эти центры специально сооружаются для приобретения божественной энергии. Здесь она проявляет себя разнообразными способами. Таинство Крещения открывает в человеке способность к ее восприятию, и оно же делает нас членами Церкви. К этому таинству присоединяется другое – Миропомазание, это личная Пятидесятница каждого, здесь нам даются дары Святого Духа.

Существует множество других способов обогащения себя благодатью – таинства, обряды, молитвы, просто добрые дела во славу Божию. Великий русский святой Серафим Саровский говорил, что целью христианской жизни является приобретение божественной благодати. Только не думайте о том, сколько вы ее заработаете за то или иное доброе дело. Подумаешь о себе: «О, какой я молодец, доброе дело сделал!» и сразу вся благодать мигом испарится. Она живет только в смиренных сердцах, а от гордых отходит.
И еще одно ее свойство – дается благодать только по вере просящего. Например, два человека заходят в храм поставить свечки, один с верой, а другой так, за компанию. Первый уйдет облагодатсвованный, а второй нет. А действия совершали, казалось бы, одинаковые. Благодать – это сила личная и никаким научным опытам не подвластная. Она характеризует только степень соединения человека с Богом.

Отмечая сегодня День рождения Церкви, задумаемся, насколько мы сами причастны этой великой силы, насколько богаты ей. Предела накопления этого непреходящего Сокровища не существует. Бог бесконечен и восхождение к Нему бесконечно.

Иерей Сергий Матюшин

Из журнала “Няня”, 2011

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *