Школа – целая «эпоха» в жизни каждого человека. И некоторые преподавательские составы стараются сделать эту «эпоху» увлекательной и полезной, проводя удивительные эксперименты при составлении учебных планов и организации занятий. Что интересного сегодня могут предложить школы своим ученикам? Какие школьные методики используют в современных школах?
Раздвигая границы
Школа – это классы, звонки, 45 минут урока, перемены и т.д. Стандартный шаблон, который знаком каждому человеку с детства и служит поводом для приятной ностальгии. Но все же время идет, все меняется, по всему миру креативные и компетентные люди ломают стандарты и удивляют общественность новыми решениями и продуктивными результатами своих экспериментов.
Так, в Дании в 2002 году открылась «школа без классов», где вместе обучаются детишки разных возрастов. Положительная сторона такого типа обучения в том, что каждый ученик может выбирать свой темп обучения и заниматься тем, что его интересует в настоящий момент. Сложности больше возникают у учителей, которые постоянно находятся в творческом напряжении при организации работы «класса», по желанию меняя «расписание» занятий.
В России подобный проект введен педагогом М. А. Балабаном и опробован в московской «Школе самоопределения» и двух екатеринбургских школах. Структура таких школ – это набор студий, где ученики (постоянные или «временные») объединяются вокруг мастеров. Постоянная команда учащихся постепенно становится подмастерьями своего учителя, «временные» могут быть «клиентами» (т.е. разово участвовать в процессе работы лаборатории в поисках интересной для себя сферы деятельности) или «гостями» (сторонними наблюдателями, не принимающими участия в работе группы).
Такая система чем-то напоминает развивающую методику Монтессори, по которой успешно занимаются малыши с 8 месяцев и старше.
Создатели новаторских образовательных систем без границ времени и пространства верят, что будущее образования – в такой организации обучения, которая будет помогать детям развивать нестандартность мышления и лучше усваивать новую информацию. Но пока это будущее не наступило, большинство школ используют традиционную сетку занятий, классы и парты. Правда, при этом вносят разнообразие в саму форму преподавания.
Наполняясь информацией
Интересно, что сейчас в школах существует несколько методик преподавания (разница – в акцентах на различные аспекты обучения). Поэтому, посещая день открытых дверей перед записью в школу, желательно уточнить, по какой именно программе «живет» школьный коллектив.
Методика Занкова – самая распространенная в школах, существует с 60-х годов XX века. Суть заключается в симбиозе обучения, воспитания и развития. Системная тренировка ума, воли, мышления, воображения и т.д. Основное правило: задания строятся на «пределе сложности», чтобы ребенок каждый раз «тянулся» до обозначенного уровня. Причем изучение происходит в достаточно быстром темпе – это также задумка автора системы.
Методика Петерсон заставляет школьника добывать знания самостоятельно, то есть ученику даются задания, которые изначально сам он решить не может. Решение находится в ходе выдвижения версий и активного обсуждения с преподавателем, родителями и «коллегами». Такое обучение больше подходит детям с математическим складом ума или желающим его развить.
Задача для первоклашки по Петерсон: Арбуз весит 3 кги еще пол-арбуза. Сколько весит арбуз? Правильный ответ: 6 кг(т.е. 3 кг – это вес половины арбуза, значит, весь арбуз весит в два раза больше, вес арбуза = 3 кг + еще пол-арбуза)
Методика Эльконина-Давыдова также не предполагает готовых заданий и шаблонов. На уроке знания добываются в ходе активных обсуждений, каждое мнение обязательно должно быть аргументировано. По этой методике на начальном этапе образования отсутствуют оценки, а домашние задания сведены к минимуму (получить всю новую информацию и закрепить пройденный материал дети должны успевать в школе). Требует достаточно сильной дошкольной подготовки как малыша, так и родителей.
Также сегодня существуют специальные учебно-методические комплекты, такие как «Школа России», «Школа 2100» и т.д., которые включают в себя нужный набор учебников по всем предметам для каждого класса, преподавание по которым строится согласно одной из перечисленных методик.
Каждая методическая система по-своему интересна. Важно лишь, чтобы она подходила вашему малышу. И, кроме того, чтобы педагог, обучающий по определенной методике, был «заточен» под нее (например, для того чтобы преподавать по методике Петерсон, некоторые учителя проходят переподготовку в специализированном центре). Идеальный вариант – когда весь процесс обучения в школе проходит по выбранной методике, а не обрывается после окончания четырех первых классов.
«Комп» каждому!
XXI век – время быстрого темпа жизни, больших объемов информации и новых технологий. Многие замечают, как быстро стали взрослеть дети и как много они умеют по сравнению с их сверстниками 10-20 лет назад. Сейчас совсем неудивительна ситуация, когда 7-8 летний малыш объясняет родителям, как взаимодействовать с компьютером, где и что искать в Интернете.
Первоклашкам решено ввести в обучение дисциплину «Компьютерные технологии», что не мудрено: свое отражение в Интернете нашла уже и школьная жизнь. Родители теперь могут посмотреть успеваемость своего чада в электронном журнале, узнать новости на сайте школы и классов, для более взрослых детишек появилась возможность ведения своих блогов на сайте школы. Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь и делают ее интереснее, динамичнее и удобнее, поэтому такая дисциплина, действительно, необходима в школьной программе учеников младших классов.
Определяясь в направлении
Помимо общеобразовательных школ, сегодня много образовательных учреждений «с уклоном». Отдавая малыша в специализированную школу или класс, важно понимать, куда он пойдет дальше, чтобы не «терять» достигнутый большими усилиями уровень образования. Более того, если ребенок уже в старших классах определится с профессией, он сможет посещать так называемую открытую школу со свободным посещением. В программу свободной школы входят основные предметы общеобразовательной программы, а также предметы необходимой специализации.
Созданные школы при ВУЗах своей «особенной» учебной программой готовят ребят к поступлению в Альма-матер.
При желании ребенок может учиться в православной школе в стенах монастыря (что не означает, хотя и не исключает, обязательное получение дальнейшего семинарского образования). Плюсы такого обучения – в атмосфере, в которой проходят занятия (курения, сквернословия и других неприятных и опасных увлечений здесь нет). По окончанию образования проводятся государственные экзамены, выдается аттестат государственного образца. Обычно классы таких школ значительно меньше по количеству человек, что позволяет учителю лучше взаимодействовать с каждым учеником. Обычно в школах такого типа предлагается большое количество «практических» факультативов: готовка и шитье для девочек, плотническое ремесло для мальчиков и т.д. Вся школьная программа обязательно сопровождается духовным воспитанием и обучением азам христианской жизни.
Вальдорфская школа – новый «продукт» современных методик обучения. С появлением этой школы споры о плюсах и минусах подобной формы преподавания не утихают. Некоторые родители утверждают (а вместе с ними и отцы православной церкви), что это организация сектантская, чем и обусловлена атмосфера «радости» в стенах школы. Другие говорят о том, что это идеальная форма получения знаний по системе, которая активизирует творческий потенциал, а также позволяет получать знания в удобном темпе и доступной форме. Дети-вальдорфцы изучают программу логическими кусочками, правда, при желании перевестись в другую школу может обнаружиться, что определенных знаний малыш получил на 2-3 года вперед, а по другим сильно отстает по школьной программе.
ВАЖНО! В общеобразовательных школах тестирование при поступлении запрещено законом. Для поступления в образовательные учреждения другого типа малыша придется «поднатаскать», так как проводятся собеседования и тесты.
Родители и специалисты не имеют общего мнения на тему образования с «изюминкой». Одни считают, что резюме составляется со школы и таланты и ум нужно развивать с самого малолетства. Другие верят, что супернагрузка гасит желание учиться в дальнейшем и провоцирует нервные срывы. Правильно выбрать жизненный путь малыша – задача родителей, но главное, выбирая методики, программы и другие «уклоны», не забыть о самом ребенке, его личности, желаниях и потребности в любви, нежности и заботе.
Елена Кондакова
Журнал “Няня”, апрель 2011