Игры для развития речи. Занятие 1

Для чего нужна пальчиковая гимнастика

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона…» Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит при занятиях пальчиковой гимнастикой?
– Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи;
– Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность ребенка;
– Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять
– При выполнении упражнений с сопровождением их стихотворными строчками речь становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.
– Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
– Развивается воображение и фантазия ребенка. Овладев упражнениями, он сможет “рассказывать руками” целые истории.
– В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит освоение навыков письма.

Деление упражнений на группы

Первая группа. Упражнения для кистей рук:
– Развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
– Учат напрягать и расслаблять мышцы;
– Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
– Учат переключаться с одного движения на другое.
Вторая группа. Упражнения для пальцев условно-статические:
– Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
Третья группа. Упражнения для пальцев динамические:
– развивают точную координацию движений;
– Учат сгибать и разгибать пальцы рук;
– Учат противопоставлять большой палец остальным.

С какого возраста можно начинать проводить эти упражнения?

Специалисты советуют начинать занятия пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны
Начинать нужно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев;
– Поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;
– Разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек;
– Растирать пальцы спиралевидными движениями;
Затем можно выполнять некоторые упражнения третьей группы в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете и разгибаете пальцы ребенка и совершаете другие ритмичные движения, сопровождая их ритмичными строчками;
Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений второй и третьей групп ребенка нужно учить:
– катать между ладонями и пальцами шарики и палочки разного размера;
– рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
– перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговицы) одной рукой или двумя одновременно;
Помните!
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

Пальчиковая гимнастика

– Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
– Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.
Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:
– Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.
– «Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.
Например: «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке проплыл пароход (упражнение «пароход»), он сильно гудел и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки («река»), росло дерево (упражнение «дерево») и т. д.

ЗАНЯТИЕ 1

ФОНАРИКИ

Вариант 1

Исходное положение. Расположите ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.

Упражнение выполнять несколько раз.

Вариант 2. (усложненный)

Поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет «раз-два».

На раз: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты.

На два: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты.

Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять на счет, а потом – сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками:

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

Далее делаем такое упражнение

Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо)
Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся)
Ветерок все тише, тише (медленно приседаем)
Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх)
Как на горке снег, снег (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой (приседаем)
И на елке (встаем, руки в стороны)
И под елкой (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь (пальчик к губам)
Тише, тише, не шуметь (шепотом, поворачиваясь в разные стороны)

К следующему занятию.

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *