Ребенок на прогулке

«Ну мам, ну еще пять минуточек. Ну, пожа-а-алуйста…» – с потеплением эту фразу можно услышать все чаще и чаще. После долгой зимы и непогоды так хочется погулять, поиграть на улице! Это само по себе интересно и познавательно. А какие игрушки можно взять с собой на прогулку, чтобы было еще интереснее и веселее, расскажет Филиппова Ирина Витальевна, педагог-психолог Учебно-методического Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета.

Два в одном

Гулять полезно, с этим никто не поспорит. Но нужно также знать, что прогулка – это не только полезное для здоровья времяпрепровождение на свежем воздухе. Прогулка для малыша – это отличная возможность познавать окружающий мир, знакомиться с другими детьми, проявлять свою активность. Игра очень эффективно развивает ребенка, поэтому игра на улице – это как бы «двойная польза в одном флаконе».

Родители должны понимать, что они не «выгуливают» ребенка, а продолжают познавать пространство вокруг, играть и общаться.

Что надеть?

Родителям надо помнить, что, выходя на улицу поиграть, они не должны наряжать малыша, как капусту. Ему нужно легко и быстро двигаться. Так что сразу громоздким одеждам – нет!

К тому же, весна – это довольно «грязный» и «мокро-слякотный» период. Без сомнений, малыш в поисках чего-то нового обязательно найдет свою лужицу, обязательно оботрет грязные ручонки о свои штанишки, куда-нибудь плюхнется. Ему смешно и весело, а маме потом отстирывать. Поэтому залогом хорошего настроения, как у родителей, так и у крохи, будет удобная одежда, которую не страшно замарать или порвать.

Маме на заметку

  • Отправляясь на прогулку, не забывайте, что одежда должна соответствовать температуре на улице.
  • Ребенку легче согреться, двигаясь, а не одеваясь!
  • Если малыш говорит, что жарко – поверьте и помогите.

Первый шаг в сторону улицы

Конечно, универсального совета, какие игры брать с собой на прогулку, нет. Все зависит от возраста ребенка, от его характера и желаний.

Самые-самые маленькие детки, до 3 лет, весной и летом могут брать на улицу совочки, формочки и лопаточки. Ранней весной снег становится более талым, лепится по-другому, и это становится поводом для новых экспериментов.

Как только появляется асфальт, то можно вывозить с собой небольшие каталки. Каталки, в основном, бывают двух видов: те, которые нужно катить на палочке впереди себя и те, которые катятся на веревочке за «хозяином». Для детей до двух лет, которые делают первые, пока не очень уверенные шаги по жизни (да и объемные комбинезончики порой мешают), это практически идеальный вариант уличной игрушки – с ней легко управляться, с ней интересно, с ней можно фантазировать и даже можно что-то в ней возить. Тем более, что дома с такой игрушкой нет возможности наиграться вдоволь – просто мало места. В действиях толкания перед собой подвижных тележек на колесиках и подтягивания к себе предметов за веревочку ребенок учится координировать свои движения и движение предмета, которое он синхронизирует по скорости и направлению со своими действиями.

Для улицы у малыша должны быть отдельные игрушки и специальный рюкзачок, куда их можно сложить перед прогулкой. Или же можно дома завести специальную большую коробку для уличных игрушек, чтобы ребенок сам каждый раз выбирал игрушку по душе.

Дети постарше могут каждый раз на прогулку брать с собой любимую куклу. Ведь, в зависимости от погоды, можно наряжать свою или своего любимца в разную одежду. Незамысловатую курточку для ветра или плащик от дождя можно сшить вместе с мамой – для фантазии здесь нет пределов.

«Водные» игры

Весна – это пора ручейков, лужиц и проталин. Конечно, все это очень привлекает детей. Все те игры с пусканием корабликов в дальнее плаванье, в которые играли еще наши прабабушки и прадедушки, до сих пор актуальны. Тем более, что «кораблем» может служить любой листочек, любая палочка. Если же вы подошли к этой игре с серьезностью, то можно и самим дома смастерить кораблик – или собрать «магазинный» или сконструировать «хэнд-мэйд» модель. К тому же, совместное творчество, как известно, эмоционально сближает.

Дети 5-6 лет уже могут устраивать соревнования, ведь у них уже появляется дух соперничества (в отличие от малышей до 4, которым пускать кораблики интересно чисто с познавательной стороны). Чем старше становятся дети, тем более сложные и интересные сюжеты для игр или соревнований можно придумывать. Роль организатора сначала достанется взрослому – именно он должен будет рассказывать правила, распределять роли. Потом дети и сами «втянуться» и будут придумывать все новые и новые сюжеты.

«Наземные» игры

Универсальная игрушка для улицы – это мяч. Мячик любой – огромный как арбуз или шарик от пинг-понга, красный, синий или желтый – всякий подойдет. Здесь для дошкольников появляется масса игр с правилами и без – от простых «съедобное – несъедобное» до «вышибал». Маленькие детки могут просто покатать мячик, попробовать его подбрасывать или ударять об асфальт, чтобы он отскакивал. Можно сказать, что это будут первые практические уроки физики.

Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек всех стран и народов. Например, Древней Греции, Риме и Египте мяч не только любили, но и… уважали. Он считался самым совершенным предметом, так как имел форму солнца, и, следовательно, обладал его волшебной силой. Мячи они шили из кожи и набивали каким-нибудь упругим материалом, например, мхом или перьями птиц. А позже догадались надувать кожаный мяч воздухом.

В Древнем Египте  мяч вообще был из дерева!!! Позже его начали делать из кожи, коры деревьев и хрупкого песчаника (последний от удара о землю мог разбиться). Римляне наполняли кожаные мячи зернами плодов инжира. Были у них и стеклянные мячи для одиночных игр.

Я знаю пять имен…

Это развивающая игра для детей младшего школьного возраста (с 8-9 лет). Суть в том, что игрок в ритме текста стучит мячом об пол или землю и при этом, не запинаясь, называет подряд: пять имен, названий фруктов, овощей, городов, явлений природы – дальше дети придумывают самостоятельно. Если за один заход ребенок не сбился в действии и движении, то он переходит к следующей серии названий (без перерыва). Выбор следующей группы названий принадлежит тому, кто идет впереди. Остальные игроки переходят от одной группы названий к другой в том порядке, который задал лидирующий.

Дошкольники, уже умеющие контролировать свои движения (в равной степени и со школьниками, а иногда и с взрослыми) любят подвижные игры – начиная от скакалочки в разных вариациях и с разным количеством людей до пряток и «казаков-разбойников».

“Салки” – “Пятнашки”, “Ловишки”, “Сало”  – у этой любимой ребятней всех возрастов игры много разных названий и правил. Но основа одна: один или несколько водящих ловят других игроков и, если поймают, меняются с ними ролями. Игры простая, но интересная. По жребию или по считалке выбирают одного водящего – “салку”. Условно устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий объявляет: “Я – салка!” – и начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и осалит (дотронется), тот становится “салкой” и объявляет, подняв руку вверх: “Я – салка!” Он начинает ловить играющих, а бывший “салка” убегает со всеми. Игра конца, как такового, не имеет, поэтому надо иметь немало терпения и умения, чтобы «оттащить» ваше чадо от играющих.

“Жмурки” – старинная игра, которая имеет много разновидностей. В нее играют дети всех возрастов. Количество участников обычно от 4 до 25 человек. Во всех разновидностях суть одна: водящий с закрытыми глазами – “жмурка” – должен ловить других игроков и угадывать, кого поймал. Есть очень распространенная разновидность жмурок  под названием “Яша и Маша”, суть которой состоит в том, что играющие, держась за руки, образуют круг. Двое выбранных (по жребию) становятся в середину круга. Один из них – “Яша”, другая – “Маша”. Им завязывают глаза. “Яша” и “Маша” поворачиваются вокруг себя несколько раз. Затем “Яша” начинает искать “Машу”. С этой целью он спрашивает: “Маша, где ты?” “Маша”, бегая по кругу, отвечает: “Я здесь!” (или звонит в колокольчик) – и быстро убегает с этого места, чтобы не попасться. Если “Яша” поймает (осалит) “Машу”, они меняются ролями или выбираются новые водящие.

Разрисуем серый асфальт!

Иногда, чтобы определить, какое сейчас время года, можно всего лишь глянув себе под ноги – на асфальт. Когда снег тает, а ручейки высыхают, у детей появляется прекрасная возможность творить. Творить на улице, на неограниченном пространстве. Конечно, речь идет о разноцветных мелках. Будет очень здорово и весело, если получится объединить много детей разного возраста, принести коробку с мелками и придумать «зачин» – например, нарисовать свой город. Получится, что каждый рисует частичку сего-то большого, весомого и, поэтому, более интересного. К тому же, есть замечательная игра «классики», которая как бы совмещает в себе два интереса: потребность к творчеству (нарисовать сами классики с цифрами и солнце) и потребность к активным действиям (сама игра).

Пузыри на мыло!

Выдувание мыльных пузырей – это не только отличная игра для улицы, но и целое искусство! Легко ли надуть самый большой во дворе? Если двухлетний ребенок может наблюдать и ладошками ловить пузырь, который надула мама или старшие дети, то шестилетний может сам, не проливая, держать флакон и выдувать пузыри разного размера и количества. Сейчас в продаже есть много разных наборов и приспособлений для выдувания мыльных пузырей: механические пистолеты и рыбы, пускающие пузыри и различные автоматические устройства. Интересно, что если «поймать» пузырь шерстяной варежкой, то он лопается не сразу. Отсюда сюжет для еще одной игры – у кого дольше мыльный пузырь продержится.

«Воздушные» игры

Кроме игр наземных, есть и воздушные игры. Например, детей-дошколят всегда искренне восхищают вертушки. Тем более, что на них можно не только смотреть, но и определять, штиль сейчас или ветерок, с какой стороны он дует и как сильно, и даже самому «поработать» ветерком.

Практически в каждом магазине сейчас можно найти такую прогулочную забаву, как воздушный змей. Воздушные змеи сейчас завоевали популярность, как вид спорта и продаются как в виде простых и незамысловатых, так в виде сложных многоступенчатых конструкций. Младшим школьникам лучше покупать змея в виде треугольника или ромба – то, что просто и понятно устроено и пригодно для самостоятельного ремонта. Подростки с большим интересом займутся конструированием и будут исследовать на практике законы аэродинамики.

 

Координатор малышни

Задача родителей – помочь организовать сам процесс игры. Ведь детишки выходят гулять во двор еще до того, как они пошли в детский садик, это для них первый опыт общения «вне семьи». И на первых стадиях могут возникнуть некоторые проблемы. Ребенок еще не привык к взаимодействию, а здесь приходится учитывать другие интересы, иногда делить игрушку или любой понравившийся предмет. Среди маленьких детей родитель – это некий посредник, который помогает им общаться. Когда малыш становится старше, взрослый должен «сделать шаг назад». Конечно, необходимо следить и за игрой, и за тем, как ведет себя кроха, но надо давать возможность для самоопределения и самоутверждения.

 

Если вы будете вместе со своим крохой готовиться к прогулкам, заранее продумывать, куда вы пойдете и в какие игры будете играть, какие «сокровища» вам для этого надо вместе смастерить, то каждая игра на улице будет неповторимой и запоминающейся. Ведь приятно же, согласитесь, слышать в теплый вечерок от своего чада: «Мамочка, пойдем вместе погуляем и поиграем».

Рекомендованные статьи

1 комментарий

  1. Я уже бабушка 4-х внуков, но когда в 1974 году в возрасте 20 лет я родила первого сына, то, извините, была дуб дубом в вопросах ухода и воспитания малыша. Через 9 лет, когда родился второй, то я уже к этому вопросу подходила осознано. Конечно, в наше время интернета не было, а книги о воспитании детей на прилавках магазинов встречались не часто. Помню, как мне дали на ночь книгу доктора Спока – вы, наверно, о таком и не слышали. Короче, завидую тому, что сейчас есть любая информация о детях, главное грамотно ей распорядиться.
    Удачи вам в “воспитании” и развитии своего сайта!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *