Художник-анималист может преследовать одну или сразу несколько из следующих задач:
1) максимально точное, даже детальное изображение животного;
2) декоративная выразительность;
3) изображение конкретной ситуации;
4) олицетворение животного, придание ему человеческих черт;
5) передача переживаний, эмоций, настроения…
Особое внимание художник-анималист уделяет художественно-образным характеристикам изображаемого животного, его повадкам, среде обитания. Анималистика – это воплощение, своего рода, «научного искусства», где художник вынужден хорошо знать, чем оскал волка отличается от оскала медведя, как глубоко страусы прячут голову в песок, какую форму принимает крыло орла в полете и т.п. Причем, эти знания необходимо даже при очеловечивании животного, например, при создании басенных сюжетов.
Стремление к точному изображению птиц и зверей, их повадок и природных физиологических особенностей было проявлено позже анималистами Франции (А. Л. Барии, К. Труайон), Швеции (Б. Лильефорс), а также художниками из других стран.
Однако стремление к детализации и наполнению картины помимо эстетического смысла познавательным материалом часто соседствовало с романтическим чувством восхищения грацией, ловкостью и красотой животных; в этом случае анималистика – это, своего рода, «ода» в честь обитателей фауны.