Ваш ребенок подрос и скоро-скоро вы отправляете его в детский сад. Но что случилось? Почему после первого же дня вы сталкиваетесь со слезами и даже истериками: “Не хочу! Не пойду! Больше никогда на свете!”. Давайте разберемся, почему ребенок не хочет в садик?
Действительно странно. Ведь место-то не такое уж и плохое! Столько новых игрушек, столько новых друзей, а уж занятия с воспитателем какие интересные: то животных из пластилина лепят, то аппликации клеят — прелесть!
На самом деле, и то, и другое, и третье как правило действительно очень нравится ребенку. Настоящая причина неприятия садика кроется в неоправданных ожиданиях. Мамы и папы, готовя ребенка к саду психологически обычно описывают садик как сказочную страну, часто преувеличивая хорошее и забывая предупредить о трудностях.
Некоторые родители боятся заранее напугать ребенка, говоря о возможных “минусах” сада (например, что мамы не будет рядом), но в этом нет ничего страшного, если вы правильно подберете слова.
1. Ребенок должен заранее знать, что мама не останется с ним в садике. Об этом стоит поговорить не за день до садика, а лучше за несколько месяцев, чтобы малыш привык к этой мысли. Расскажите, как будет здорово почувствовать себя немножко взрослым. И как будет интересно, встречаться после садика и рассказывать друг другу, как прошел день. Конечно, редкому ребенку понравится такая идея — быть в чужой обстановки без любимой мамочки, но еще неприятнее, когда ставят перед фактом: ты иди вон к той чужой тетя, а я пошла…
2. Второе плавно вытекает из первого. Чтобы садик не был для ребенка чужим местом, а воспитательница — посторонним человеком, познакомьтесь с садом заранее. Придите на прогулку вместе с ребенком, оставьте малыша на занятие. Конечно, такие визиты нужно заранее обговаривать с руководством садика и, собственно, воспитательницей группы. Если экскурсии заранее организовать не получается, организуйте их в первом месяце посещения сада (если позволяет время). Оставьте ребенка на пару часов, на прогулку, до обеда, пока малыш не почувствует себя уверенно в новом месте. А чтобы уверенность пришла к ребенку как можно быстрее, заранее проговаривайте, куда и для чего ведете, что он там будет делать (пойдем, поиграешь с ребятками в садике; давай сходим на занятие к Валентине Петровне, она научит тебя и ребят делать прекрасных птиц из пластилина и т.п.), после подбодрите ребенка и похвалите его способности. Закрепляйте положительные эмоции.
3. Ну и наконец, последний момент, на который мы хотели бы обратить внимание родителей. Когда ребенок живет в семье, он там царь и бог: все внимание взрослых обращено только к нему, все игрушки — только его. В садике же ребенок впервые сталкивается с тем, что он больше не центр внимания, что нужно делиться игрушками, спать и есть строго по расписанию, ждать, пока воспитатель поможет застегнуть курточку и ответит на вопрос… Позаботьтесь о том, чтобы крушение “детского королевства” для вашего ребенка не стало психологической катастрофой:
- научите малыша делиться игрушками с другими детьми на детской площадке и в гостях;
- учите правильно общаться со сверстниками, разыгрывая миниспектакли дома;
- научите ребенка самообслуживанию (насколько это возможно по возрасту) и приобретите для сада максимально простую одежду и обувь (на липучках и с минимумом пуговок-завязочек-петелек) — это делается не столько для удобства воспитателей, сколько для удобства и уверенности в себе вашего же ребенка (я молодец, я САМ застегнул кофточку, я САМ надел ботинки);
- за несколько месяцев до первого посещения садика, приучите ребенка к садовскому режиму и садовской еде — и тогда обед борщом и сон с двух до трех не станет для ребенка чем-то из серии “это что такое?! я так не хочу!”.
Кто-то может подумать: “да зачем мне это нужно? в саду разберутся!” В саду, конечно, разберутся. Воспитатели не пострадают, это их работа, им не привыкать… А вот ваш малыш может не выдержать резких перемен. И тогда — ничего удивительного — он наотрез откажется ходить в садик.