Как бы серьезно вы не настроились в преддверии первого сентября, все-таки лето есть лето, и хочется расслабиться и хоть немного отдохнуть от забот… Тем не менее, заниматься развитием ребенка нужно ежедневно и ежечасно. А летом для этого появляются дополнительные возможности.
Во-первых, вы больше времени будете вместе со своим малышом, ведь настала пора отпусков. Во-вторых, у вас появится очень хороший помощник – ПРИРОДА.
Замечательный русский педагог К.Д. Ушинский, чье наследие и сегодня не утратило своего значения, писал: «Логика природы есть самая доступная логика для детей». С чего же начать? Чему отдать предпочтение? Как быть, если летом сын или дочка останутся в городе? Ошибочно считать, что живая природа существует лишь за пределами кольцевой автодороги, а сами города – пустыни, где вместо песка асфальт, а животный мир представлен разнопродными собачонками, которых хозяева заботливо выгуливают по дорожкам.
Доказано, что и здесь есть, что показать ребенку, есть, о чем ему рассказать. И для этого совершенно необязательно иметь глубокие и систематические знания о жизни растений и животных. Достаточно приобрести две-три книжки справочного характера. Важнее ваш восторг и интерес к тому, что из сквера вдруг исчезли юркие синички, а вороны уже не усаживаются на вершинах дервьев стаями, а разбились на пары и расселись вокруг старых гнезд, которые с земли кажутся случайными кучками сухих сучьев в развилках веток. Помните! Дети дошкольного возраста стремятся во всем подражать родителям.
Научите малыша наблюдать за окружающей его природой, чутко реагировать на происходящие в ней изменения. Наблюдение дает материал для постижения главной цели в мире природы все взаимосвязано и взаимообусловлено. Любое вмешательство в естественный ход природных процессов может обернуться бедой против живого и, в конечном счете, для человека и человечества.
Именно в городе нужно сформировать у ребенка первое представление о том, что самые мелкие и порой не самые красивые живые существа, нуждаются в бережном к ним отношении. Важно научить кроху удивляться загадочности окружающего мира. Поэтому взрослый должен как можно чаще обращать внимание малыша, например, на насекомых (жука, божью коровку и т.д.): «Смотри, как интересно! Осторожно, не спугни (не наступи) на него! Кто это? Давай посмотрим, куда он направился! Вот бы узнать, что ему там понадобилось!
Исходите из собственных возможностей и интереса ребенка. почему же на сей раз интерес ребенка стоит на последнем месте? Именно потому, что заинтересованное отношение взрослого имеет здесь решающее значение.
Главное – малышу рядом с вами должно быть интересно. И тогда после летних «каникул» от станет внимательнее и понятливее, а это обеспечит ему знания в детском саду, сохранит и упрочит его заинтересованное отношение к школе, где по недавнему высказыванию одной девочке на детской площадке, будущей первокласснице «можно научиться чему-нибудь очень интересному».
Итак, с чего лучше начать? С объекта, весь отдаленного, с солнца.
С солнцем связана жизнь растений. Если там, где вы живете, нет бескрйних полей, засеянных подсолнечником, бросьте в землю на краю грядки десяток нежареных семечек. Хоть одно взойдет! Красивый этот цветок, вернее корзинка с цветами. По краю – широкие лепестки, а в середине и на цветочки-то непохожи. Но именно за счет этих «непохожих» цветков в теплых краях вырастают огромные, размером со здоровенную сковородку, «лепешки», полные вкусных семечек. Ваш подсолнух до таких размеров не вырастет, но все лето с раннего утра и до заката будет поворачивать цветочную корзинку следом за солнышком.
Связь солнца с жизнью растений можно наблюдать и на краю клеверного поля. Днем оно кажется ровнее: тройчатые листочки располагаются почти горизонтально, всей поверхностью улавливая падающий свет.В сумерки зеленое поле становится как бы взъерошенным: лопасти листочков обращены кверху ребрами.
В середине лета на лугах – пир разнотравия. Предложите малышу посмотреть на луг, повернувшись к солнышку лицом: цветки «отвернулись». Обернитесь назад! Теперь они смотрят на вас! Особенно хорошо это явление заметно на ромашке. Они, как и подсолнечник, поворачиваются вслед за солнцем и только в самую сильную жару отворачиваются или поникают – прячутся от прямых солнечных лучей.
А как интересно понаблюдать за обычными одуванчиками!
Можно вооружиться обычными часами и засечь время, когда закрываются и раскрываются цветки разных растений. В солнечную погоду хорошо использовать такие цветочные часы. Они довольно точны: только при резких колебаниях температуры воздуха могут отстать или убежать вперед минут на 10-15.
А если с растениями пока ничего не получилось? Переключите внимание ребенка на животных. Не забудьте, использование таких терминов, как животные и птицы, насекомые и животные, некорректно. Вся живая природа делится, как любили говорить старые натуралисты, на два царства: мир животных и мир растений. Так что правильнее приучать ребенка к такой классификации: животные – это звери, птицы, змеи, ящерицы, насекомые и пр. Вот и давайте попробуем понаблюдать с малышом за удивительным животным – рыжим лесным муравьем.
От кучи лечного сора – муравейника – во все стороны тянутся муравьиные тропки. По ним в строгом порядке перегвигаются в двух направлениях рабочие муравьи. Какова длина одной из таких троп? Ее можно измерить шагами. Где она кончается? Зачем снуют по тропе маленькие трудяги?
Когда рабочие мыравьи выходят на маршрут? Оказывается, что чем теплее, тем раньше. Из хорошо освещенного муравейника раньше, а из затененного позднее. А для того, чтобы убедиться в зависимости жизни муравейника от температуры окружающего воздуха, хорошо в один из дней побывать около муравейника 4 раза: рано утром, в 10-11 часов, между 15 и 16 часами и перед закатом. Когда больше всего муравьев вы увидели на поверхности муравейника?
Обратите внимание малыша на связь деятельности животных (в данном случае это те же самые муравьи) и жизни растений. Вокруг муравейника ягоды шиповника, малины, земляники крупнее и слаще, а травянистые растения (чистотел, крапива) более сильные – зелень гуще, листья крупнее, стебли толще.
Внести разнообразие и расширить знания ребенка о жизни лесных муравьев помогут книги: сказка В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» (помогите малышу отделить в ней вымысел от правды!).
Даже в непосредственной близости близости от города можно отыскать ночного охотника – ежа. Выходя на охоту, он не соблюдает тишины: фыркает, пыхтит, топает. Именно поэтому совершенно не обязательно закатывать колючий шар в корзинку и тащить домой. Если сам не удерет, придется выпустить: зверек-то крошка, а шуму много. Почему же отвергает еж закон охоты – не шуметь? Да потому, что основная его добыча – существа которые убежеть не могут – улитки, дождевые черви…
Ежи не боятся соседства с человеком. И поэтому колючую семейку можно прикормить. Особенно любят ежи молоко. Только плошка не должна быть глубокой, чтобы не перевернулась. Являться за угощением ежи будут в сумерках. Впереди мама-ежиха, а за ней гуськом малыши.
Летом на лугу слышен стрекот кузнечиков. Малыши любят «поохотиться» на них в густой траве. Большого кузнечика можно день-другой подержаь в неволе. Для этого в большую банку кладут слой дерна. В него втыкают палочку. Затем банку нужно закрыть двойным слоем марли и крепко завязать.
Время от времени в банку пускают мух. Это корм. Чем мельше кузнечик, тем мельче должен быть корм для него. Детям интересно понаблюдать за кузнечиком: как передвигается, как стрекочет, как ловит мух, как пьет из капельки воды на травинке, как лапки моет… Насмотритесь и отпустите кузнечика на волю. Зачем зря мучить?
Бабочки. Такие яркие, как цветы. Но только дневные. У них крылышки в покое вместе, а у ночных (они сероватые, бежевые) домиком.
Нетрудно заметить, что объекты для наблюдений вам предложены самые доступные, в любой точке средней полосы России. Сделано это не случайно. Для того, чтобы приблизить ваши возможности к реальным условиям.
И напоследок вспомним вместе слова прекрасного педагога В. А. Сухомлинского: «Мир, окружающий ребенка, – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».