Первый год жизни малыша можно описать одной шуточной фразой: “А что это пролетело такое? — А, это полгода. Они тут часто пролетают”.
Так и есть, кажется, еще вчера принесли из роддома крошечный, спящий сверточек, а сегодня бы рады на руках поносить, только уже жажда новых открытий будоражит ум бывшего «кулечка».
После первого знакомства, у мамы возникало много вопросов. По мере развития малыша, вопросы стали возникать и у него. И совсем необязательно, чтобы кроха произносил их вслух, ведь мама, на телепатическом уровне, научилась распознавать, что значит жест, взгляд или гримаса. Например, бывает что вопрос: «Зачем на меня постоянно, что-то одевают?» перерастает в протест: «Я этого не хочу!». Опытная мама знает, что не стоит так сильно расстраиваться из-за одевания, и предложит ребенку погремушку. Если внимательно присмотреться к тому, что малыш будет с ней делать, можно заметить, что эта, так называемая игра, и не игра вовсе, а старательное изучение. Вот, взял в одну руку, переложил в другую, перевернул, опять взял, теперь игрушка «вверх-ногами», и не похожа на то, что он прежде видел, повторит сначала.
Игры малыша не только развлекают, они так же развивают его. Мама прячется за бортик кроватки: «Ку-ку!». И снова вопросы: “Где же мама? А, вот же она! Ой, снова пропала, наверное, она невидимка!» Он удивляется, спрашивает, размышляет, учится наблюдать. Вскоре малыш поймет, что мама не невидимка, а просто спряталась, и тогда игра станет забавной.
Самый главный элемент в игре – это подражание. Не сразу, позже, когда после повтора одного и того же действия, ребенок делает так же, как когда-то видел. Если окружающие постоянно что-либо берут в руки, малыш захочет тоже что-то взять. Поначалу, он все хватает из-за рефлекса, а потом наблюдая за взрослыми и повторяя за ними. Очень хочется все потрогать, попробовать, изучить, зачем взрослые это делают.
Конечно же, в игре присутствуют инстинкты: если догоняют – надо убегать, бросают – надо ловить, зовут – прислушиваться.
Как котенок, в погоне за мячиком, совершенствует свой навык ловли добычи, так и ребенок, играючи, постигает будущую, еще неведомую ему, взрослую жизнь.
Мария Минич