Чему должен научиться малыш до года.
Возраст, месяцы | Двигательные умения |
1 | Множественные беспорядочные движения конечностями, прижатыми к телу, с повышенным тонусом сгибателей Захватывает одной руку другой Лежа на животе, кратковременно приподнимает голову |
2-2,5 | В вертикальном положении удерживает голову Поднимает голову, лежа на животе |
3-3,5 | В положении лежа на животе приподнимает туловище, опираясь на предплечья Стоит при поддержке под мышки Направляет руку к объекту |
4 | Поворачивается со спины на бок Сидит при поддержке за руки В положении лежа на животе приподнимает туловище, опираясь на ладони Рассматривает свои руки Рассматривает и захватывает висящую над ним игрушку |
5-5,5 | Переворачивается со спины на живот В положении лежа на животе приподнимает туловище, опираясь на выпрямленные руки Сидит при поддержке за руку Переступает при поддержке под мышки Пытается ползать Четко берет игрушку из рук взрослого |
6-6,5 | Сидит без поддержки Переворачивается самостоятельно с живота на спину Передвигается, переставляя руки Берет игрушки, находясь в любом положении, и длительно ими занимается |
7-7,5 | Встает на четвереньки Садится Ухватившись за опору, становится на колени Размахивает игрушкой, стучит ею, перекладывает |
8-8,5 | Садится из положения лежа и сидит, не опираясь Ползает Переступает при поддержке за руки Ложится из положения сидя Встает на ноги, держать руками за неподвижную опору (барьер) Подолгу и разнообразно занимается игрушками Манипулирует двумя-тремя предметами одновременно Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, трясет)9 |
9 | Сохраняет равновесие сидя при манипуляциях с предметами Сидит при поддержке за руку Переступает, держась двумя руками за неподвижную опору или поддерживаемый за руки Влезает и опускается по ступенькам на четвереньках Действует с предметами в зависимости от их свойств: катает, открывает, гремит Берет мелкие предметы двумя пальцами |
10 | Стоит самостоятельно Переступает, держась обеими руками за подвижную опору (каталку) Ходит, держась одной рукой Совершает подражательные движения руками – «ладушки», «пока-пока» |
11-12 | Уверенно стоит без опоры Приседает Делает несколько шагов без опоры |
12-13 | Самостоятельно ходит Приседает и встает |