Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

С мамой Вани, Катей, мы уже три года дружим, несмотря на то, что они уже давно не мои пациенты. Три года назад Катя позвонила: «Ваня прокукарекал на уроке!». Повезло, что учительница имеет еще и психологическое образование, поэтому не стала записывать ребенка в хулиганы, а правильно заподозрила у него синдром дефицита внимания и  гиперактивности (СДВГ) и порекомендовала обратиться к специалисту.

Признаки синдрома дефицита внимания

Ребенок считается гиперактивным, если он постоянно находится в движении, часто вскакивает со своего места, очень много говорит, совершает суетливые движения руками и ногами, ему трудно играть в «тихие» игры и часто проявляет бесцельную двигательную активность (бегает, крутится, пытается куда-то залезть) в ситуациях, когда это неприемлемо.

Дефицит внимания многие родители распознают сами. Например, жалуются, что ребенок как будто не слышит, когда к нему обращаются, или постоянно теряет вещи. А уж учеба, как мы выяснили на примере мальчика Вани, становится просто «лакмусовой бумажкой» для данного диагноза! С первого класса дневник ребенка пестрит записями: «отвлекался на уроке», «из-за небрежности допускает ошибки в задании», «забыл тетрадь». Выполнение домашнего задания превращается в кошмар: ребенок убегает, родители пытаются его догнать и посадить за уроки. Но если даже «охота» оказалась успешной и дитя сидит перед учебником, это не означает, что уроки будут сделаны. Чаще всего через пять минут он пойдет пить, потом в туалет, а еще через пять минут будет либо что-то рисовать в черновике, либо мечтательно смотреть в окно. Родители называют подобное поведение ленью. На самом деле это сложность в организации.

Для постановки диагноза СДВГ есть еще один пункт – «импульсивность». Жалобы на импульсивность у гиперактивных детей тоже постоянны, хотя родители и педагоги нередко связывают их с другими проблемами. Например, нежелание дожидаться своей очереди в играх – попыткой реализовать лидерские качества, а стремление ребенка все время вмешиваться в разговор взрослых – ревностью.

Безусловно, эти симптомы по отдельности и на протяжении короткого периода времени могут наблюдаться у многих детей. Но если у ребенка больше шести месяцев наблюдаются шесть симптомов гиперактивности, шесть – дефицита внимания и, как минимум, один симптом импульсивности, надо обратиться к невропатологу.

 

СДВГ у детей

Предположим, вашему ребенку поставили этот диагноз. Унывать и паниковать не надо. Ваню доктор официально признал гиперактивным мальчиком. Первое, что его мама Катя сделала, так это сходила к той понимающей учительнице. Поблагодарив, она попросила ее, во-первых, не отсаживать Ваню за отдельную парту около доски и не комментировать язвительно Ванины действия. Мама Катя также попросила учительницу в течение урока давать Ване небольшие поручения – вытереть с доски, собрать тетради,  – чтобы Ваня мог «выпустить пар» цивилизованным образом, а не кукарекая.

Катя купила большую грифельную доску, и каждый вечер они вместе с сыном писали план по часам на следующий день. Особое внимание уделили домашнему заданию. Ошибка многих родителей в том, что они принуждают детей сделать все уроки сразу. На такой подвиг гиперактивный ребенок не способен. Даже после двух-трех решенных примеров можно отпускать ребенка на пятиминутный перерыв. А после того как выполнено домашнее задание по одному какому-то предмету, то обязательно нужно устраивать хотя бы получасовой отдых.

 

«Домашка»

Многим родителям это придется не по душе, но оптимальный вариант – делать, как говорят школьники, «домашку» вместе со своими детьми. Поделюсь методикой, которую успешно можно использовать при выполнении Д/З.

По этой методике мама (или тот член семьи, который занимается с ребенком) заводит и себе тетрадки. Ребенок все предметы, которые требуют записи в тетрадь, решает устно, вслух, а мама записывает в свою тетрадь. После этого ребенок аккуратно переписывает из маминой тетради в свою. Суть методики в том, что ребенок, решая примеры, максимально сосредоточен на этом действии и не отвлекается на мысли, что он нечаянно пропустил клеточку или поставил точку не в том месте. Для того чтобы показать, как правильно оформлять задачи, можно выделить отдельное время. Главное – научить ребенка думать.

Помимо соблюдения режима, необходимо выполнять специальные игровые упражнения, регулирующие процессы возбуждения и торможения. Таких упражнений и игр мы знаем много, просто не догадываемся, насколько полезно в них играть нашим детям! Это, прежде всего, хорошо знакомая всем игра «Море волнуется раз…», игра «Цыпленок и ястреб», когда кто-то из родителей изображает ястреба, а ребенок – цыпленка, который до появления хищной птицы может бегать по «полянке», но, как только ястреб появился, должен спрятаться и замереть. Замечательная игра – «Черепаха»: взрослый встает, а ребенок, изображая черепаху, идет к нему как можно медленнее и получает приз, если ни разу не остановился!

Помимо игр, гиперактивным детям полезно делать аутотренинговые упражнения. Их немало в йоговской гимнастике. И если вообще говорить о спортивных секциях для таких детишек, то им больше подойдут, к примеру, йога и гимнастика, чем самбо или карате.

 

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Это один из первых вопросов, которые задают родители гиперактивных детей. Гиперактивность считается заболеванием, которое не лечится. Было бы неправдой сказать, что у ставшего взрослым ребенка пропадут все особенности поведения гиперактивного человека. Но, если маме и папе не лень делать с ребенком уроки, если они не забывают регулярно посещать доктора, если с удовольствием играют в лечебные игры, то пусть болезнь и не капитулирует, но из БОЛЬШОЙ она превратится в маленькую! Как, например, это произошло с Ваней, который больше не кукарекает на уроке!

 

Елена Окулова, детский клинический психолог,

Медико-психологический центр Индивидуальности, журнал «Няня», nanya.ru

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перед отправкой формы: