Как хорошо уметь читать!

Бытует мнение, что если взрослые в семье любят книги, то и у малышей воспитывается подобное отношение к чтению. Однако опыт убеждает в обратном: в «читающих» семьях вырастают дети, равнодушные к книге. Это не может не волновать родителей. Тем более, что число таких школьников год от года растет…

Сегодня мы поговорим с заслуженным учителем России, кандидатом педагогических наук, Мариной Сергеевной ЗАМОРЕНОВОЙ, о том, как задолго до того, как ребенок овладеет умением читать, сделать книгу помощником в его развитии.

Вопрос первый — когда начинать? Чем раньше, тем лучше. Даже годовалый  кроха способен проявлять интерес к книгам. Но они должны быть особые. И таких книг довольно много: картонные страницы. Раньше они назывался «раскладушками за то, что раскладываются в длинную гармошку, и представьте себе это забавляет малышей, правда, книжка выдерживает не долго. В последние годы все чаще на прилавках магазинов появляются книжки с твердыми страничками, которые не раскладываются и поэтому значительно дольше служат. Текста в них чрезвычайно мало, зато картинки яркие и понятные. Возьмите сына или дочь на колени. Называйте то, что нарисовано. И не забудьте показывать, взяв детскую ручонку в свою, то, о чем говорите. Не стесняйтесь фантазировать: «Ах, какая киска! Хорошая! Красивая! У киски лапки-царапки! Киска моется лапкой! Вот так! А как Анюта моется? Вот так! А потом вот так вытирается полотенцем! А киска полотенцем вытирается! Чистая киска! Где у киски чистые глазки? А где лапки…» День ото дня время, на протяжении которого можно занять внимание крохи книгой, увеличивается. Это уже есть та самая благотворная роль, которую может сыграть книга в развитии вашего ребенка. Это научит малыша «удерживать» внимание, без которого дальнейшее приобщение ребенка к книге невозможно.

Несмотря на то, что сторонников раннего обучения детей довольно много, но мне кажется, что главная задача дошкольного периода  — не приневолить, а приохотить маленького человека к книге. Насилие тормозит умственную активность ребенка.

Сегодня я хочу поделиться родительским опытом, который может быть использован в семье для того, чтобы способствовать интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка на пороге его школьной жизни.

Какие книжки нужно читать ребенку? Конечно же только хорошие. Вспомните любимую книжку вашего детства. В моем детстве такая книга была. И хотя это было очень давно, до сих пор не уходит из сознания эта не блекнущая картина. Мама достает книгу своего детства Самуила Яковлевича Маршака. И оттуда, выкатывается огромный крашеный сундук…

По дороге стук да стук —

Едет крашенный сундук,

Старичок его везет,

На всю улицу поет:

— Отличное земляничное мороженое!

А в вашем детстве была такая книга!  Вы помните ее! Или забыли! Рассказали вы о ней своему малышу? Или решили, что она будет ему не интересна? Вполне возможно. И не нужно настаивать, руководствуясь собственными вкусами и читательскими пристрастиями. У каждого человека — такая книга своя. У каждого времени — свои авторы и свои герои. И даже бессмертная классика становится таковой только пройдя через жизнь многих поколений.

Неизменными лидерами в интересах дошкольников являются сказки: народные, о животных, волшебные. Слава богу, прошло время, когда с легкой руки Н.К.Крупской сказка признавалась вредной потому, что уводила ребенка от реальности, «отрывала от жизни». Только замыкаться на сказках не нужно. Во многих из них  переплетается реальная жизнь и вымысел. И этот прием помогает перебросить мостик от одного жанра (в данном случае это сказка) к другому. Чаще всего это рассказ или небольшая повесть.

Мы не случайно заговорили о выборе книги. Здесь не должно быть промахов. Начали читать книгу — нужно дочитать ее до конца. Нежелательно бросать книги непрочитанными, хвататься каждый вечер за новую потому, что «вчерашняя» неизвестно куда подевалась. А для этого очень удобен такой прием. Выбранную для чтения книгу заворачиваем в бумагу и кладем закладочку. Потом обязательно находим определенное место для нее. Тогда книжка не теряется. А малыш, оставшись без общества взрослых, охотно рассматривает ее, переживая заново уже известные повороты сюжета.

И вот — книга выбрана и приведена в «боевую готовность». Не опасайтесь, что картинки подскажут ему, чем дело кончилось, а поэтому слушать станет неинтересно. Обратите внимание ребенка на автора и художника, который оформил книгу. Если знаете что-нибудь об этих людях. Ребенку полезно узнать возраст книги: « Эту книжку твоя бабушка в детстве читала, а потом мне рассказала. И очень жалела, что книгу во времена моего детства совершенно невозможно было достать. А вот теперь, много (около ста лет!) спустя, ее снова напечатали. И я с радостью буду ее читать не только для тебя, но и для себя. Ведь в детстве мне этого сделать не удалось».

Некоторые дети слушают чтение на отрываясь и не отвлекаясь. С одной стороны, это хорошо. Но довольно часто оказывается, что они плохо понимают прочитанное. Поэтому целесообразно прерывать чтение вопросами и объяснениями. Например, выяснить понимает ли ребенок, что произошло, знает ли он значение того или иного слова, может ли его объяснить, заменить более привычным «похожим»… Такие разговоры не должны быть пространными, уводящими от текста. Уместна и такая формулировка: давай читать дальше, а после я тебе обязательно расскажу про то, что тебя интересует.

Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации. Вот перевернута страничка и в поле зрения ребенка оказалась новая картинка. Полезно приучить малыша сначала дослушать предложение, дочитав которое вы сделаете паузу, а потом рассматривать картинку. Как только изображенный на картинке эпизод «пройдет» через прочитанный вами фрагмент текст, еще раз вернитесь к картинке, снова рассмотрите ее, постарайтесь «разговорить» своего слушателя, задавая ему вопросы, подбадривая, когда малыш старается говорить развернутыми фразами, подхваливая за то, что он выражает собственное отношение к происходящему даже в том случае, когда его мнение не совпадает с вашим мнением и авторской трактовкой.

Очень важно, чтобы на рубеже школьной и дошкольной жизни у ребенка развивалась способность не только воспринимать художественные образы, но и отражать эти образы в собственном творчестве. Для одного ребенка наиболее увлекательным может оказаться придумывание собственного продолжения прослушанного, попытка угадать, что же произойдет с героем дальше. Другой с удовольствием будет рисовать собственные иллюстрации к прочитанному. Дети с радостью используют для рисования иллюстрации к прослушанным книгам обратную сторону обоев, которые от ремонта до ремонта без толку пылятся на антресолях. Для такого «полотна» нужны соответствующие инструменты и материалы — гуашь и большие мягкие кисточки. Ребенок сможет по-своему изобразить героев книги, придумать для них костюмы. А моя старшая дочь Дарья, рисуя девочку  Элле из книги «Волшебник Изумрудного города», изображала ее в скафандре, считая, что в нем девочка надежнее защищена от превратностей дороги, вымощенной желтым кирпичом.

Сейчас появилось много аудиопродукции, которая пришла на смену Апрелевскому заводу грамппрастинок. Прекрасные радиопостановки, спектакли по литературным произведениям для детей, сказки и рассказы в исполнении замечательных актеров — такого рода записи великолепно сочетаются с книгами. А последовательность здесь целесообразна такая: сначала книжка, иллюстрации которые помогут ребенку представить себе героев произведения, а потом звукозапись. Ребенок с удовольствием будет ее слушать еще и еще раз, но только в том случае если он все понял в книжке. При первом слушании, как бы ни был велик собразн заняться в этот момент своими делами, не лишайте себя радости посидеть вместе с малышом. Затраченное время окупится: вы сможете поговорить с крохой о том, чем отличается прочитанное по книге от только что услышанного. Такая беседа сделает сына или дочку еще более внимательным и заинтересованным. И вообще заставляйте больше рассказывать своих детей, это очень пригодится им в жизни.

В заключение хочется предостеречь наших уважаемых читателей от попыток форсировать чтение — настаивать на  чтении более сложных литературных произведений. Аргументация здесь чаще всего такая: «А мне  в его возрасте это нравилось» (а вы уверены, что это было в его возрасте?) или «сейчас не узнает, потом руки не дойдут». И так может случиться! Но кто же может объять необъятное? И нужно ли к этому стремиться… Ведь плата может оказаться слишком высокой: ребенок потеряет интерес к  величайшему богатству мировой культуры — литературы. Подумайте, как протянуть ниточку от одного автора к другому, от одной книги этого же автора к следующий, от произведения одного жанра к новому. И примите наши искренние пожелания удачи в этом нелегком, но таком важном для развития ребенка деле.

Подготовила Ирина КРАСНОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перед отправкой формы: