Воспитание: мальчик и девочка

«Ну что же ты как девочка, разве мальчики плачут?», «Ты просто сорванец в юбке, ведешь себя как мальчишка»… Знакомо? Десятки раз мы слышали подобные фразы, обращенные к детям. А сколько раз мы  задумывались над смыслом, стоящим за этими словами?

Я предлагаю вам сегодня поразмышлять на тему того, когда малыш начинает осознавать себя как мальчика или как девочку. Ну, казалось бы, все просто. Однако, повлиять на эти представления очень легко, и не всегда такое влияние будет правильным. Но обо всем по порядку.

Ученые считают, что принадлежность к одному из двух полов, а главное правильное сознание этого, определяет, какими интересами живет человек, с кем и как предпочитает общаться, одним словом, определяет формирование личности ребенка. Малыш начинает потихоньку  понимать себя как девочку или мальчика еще на первом году жизни, а далее это осознание активно развивается  и крепнет. Таким образом, можно совершенно точно сказать, что все дальнейшее поведение строится с учетом того, на сколько ребенок, чувствует себя согласно полу.

Факт. С точки зрения психологии, ребенок рождается как бы без пола. Именно поэтому так важно уделить отдельное внимание вопросу формирования полового представления малыша о себе и понять, как мы с вами можем помочь, а главное не навредить этому процессу.

 

Что в имени тебе моем…

Наш малыш родился, и первое, что мы делаем, это даем имя долгожданному крохе. Конечно, выбирается такое имя, которое соответствует полу малыша, да и представления родителей оправдывает полностью. Малыш слышит то, как его называют, что кроме имени говорят еще, что могло бы относиться к нему и понемногу начинает привыкать к своему имени, запоминая интонации взрослого, и соотносить это со своими действиями. Главное помнить, что выбранное имя так или иначе влияет на всю дальнейшую жизнь ребенка (тут не имеется ввиду какой-то метафизический смысл), на общение с другими людьми, а значит, косвенно от имени зависит общий комфорт  жизни, успешность в учебе и работе. В пример приведу забавную ситуацию, которую наблюдала совсем не давно. Девочку трех лет зовут Александра. Так вот каково же было ее недоумение и даже первоначально негативная реакция, когда, придя впервые в садик, она познакомилась с мальчиком Сашей. Весь день девочка отказывалась принимать его всерьез, говоря: «Ты же мальчик, почему тебя зовут моим именем, значит ты все-таки девочка?» (видимо, это был первый мужчина-Саша среди ее знакомых). Понятно, что мальчик тоже недоумевал. Пример показывает, что даже маленькие дети  придают имени большое значение и учатся понимать окружающих людей и строить отношения с ними в том числе исходя из имен этих людей.

 

Папа, Мама, Я…

Все знают продолжение этой считалочки – «вместе дружная семья». Ни для кого не секрет, что именно в семье малыш усваивает нормы поведения и традиции, наблюдая за родителями. Ну и, конечно, он улавливает различия между поведением папы и мамы, перенося это знание на всех остальных мужчин и женщин.   В первый год жизни малыш ассоциирует себя неразрывно с мамой. Это очень естественно,  ведь именно маму он видит больше всех, касается ее, ощущает запах. С мамой связаны самые теплые и приятные ощущения у любого крохи. И, конечно естественно, что именно ее малыши начинают копировать в первую очередь (хлопать в ладоши, грозить пальчиком как мама, подражать маминым звукам). Но, постепенно ребенок начинает замечать других членов семь, принимаясь подражать и им. Вот тут-то и начинается первое осознавание себя как мальчика  или девочку. Логично, что тут же подоспевает и направленное на это воспитание. Согласитесь, именно сейчас начинают звучать фразы, показывающие то, как надо или наоборот не надо вести себя ребенку: «Ну вот, нюни распустил, мужчины не плачут!» или «Ну посмотри, на кого ты похожа, разве девочки себя должны  так вести?». Давайте посмотрим, как можно грамотно привить крохе положительные качества, характерные для его пола и как избежать распространенных ошибок.

1. Для наших малышей самым эффективным способом воспитания в данном случае является похвала за «правильное» поведение. Конечно не на пустом месте, иначе пропадет всякая ценность доброго слова. Так на фоне хорошего настроения ребенок лучше будет запоминать что он сделал правильно, в какой ситуации это было, и, поверьте, ему в ближайшее время обязательно захочется опять продемонстрировать свои новые знания. А это самая лучшая тренировка. Навык закрепится в сознании и станет для малыша естественным.

2. Очень полезно сравнивать ребенка с родственниками одного с ним пола. А, обращая внимание крохи, необходимо делать упор только на положительные качества взрослого и стараться в присутствии малыша не делать друг другу замечания и тем более не выяснять отношения. Спокойная доброжелательная атмосфера в доме и уважение друг к другу, которое ребенок будет видеть с первых дней, помогут воспитать качества, которые вы бы хотели видеть в своем отпрыске. Таким образом, сравнения типа «Ты такой же сильный (красивый, умный, ловкий…) как папа» самым положительным образом скажутся и на отношении ребенка с родителем и, главное, на том, что мальчик почувствует себя мужчиной совершенно с «правильной» стороны. А для развития девочки очень полезны сравнения с красотой и умениями, например, мамы, бабушки, сестры: «Ты такая красавица, а как здорово помогла цветочки полить, так на маму похожа!» или «Какая же ты аккуратная, колготочки сложила, кофточку повесила, вы с сестрой в этом так похожи!».

Однако бывает так, что  ребенок растет с одним из родителей, и, как вы сами понимаете, велик риск, что вырастет «маменькин сынок» или девочка с не самым лучшим представлением о мужчинах. Например, одна девочка 7 лет очень любит театрально повторять, что ей не хотелось бы нового папу, так как «от мужчин в доме одни носки и сигареты». Конечно, это «заслуга» мамы.

3. Воспитывать в малыше «мальчиков» и «девочек» можно и нужно в любой бытовой ситуации и не только дома. «Девочек обижать нельзя, они слабее», «Попроси мальчика, он сильный и поможет тебе открыть коробочку» — эти фразы так или иначе будут обращать внимание крохи на себя и на окружающих его людей, закрепляя подходящее ситуации поведение. Очень легко можно преподать урок отношений, беря примеры из мультиков и фильмов, делая упор на персонажи, которые ребенку наиболее симпатичны. Одним словом, больше разговаривайте с ребенком, не стесняйтесь повторять десятки раз одно и тоже. Это для вас все просто и понятно, а на ум приходит сравнение себя с попугаем. Малышу надо еще много времени, что бы запомнить, закрепить и начать использовать то, чему вы его учите. Обращайте внимание на недостатки поведения окружающих, обязательно объясняя причину. Даже самый маленький ребенок нуждается в подробном объяснении вашей «аксиомы» (типа «так нельзя, потому что я так сказала»). Поверьте, он обязательно все поймет на доступном ему уровне, ведь малыш чуток к окружающему миру и словам родного человека.

Жить играючи…

Я думаю, что о наличии тематических игр на прилавках магазинов вы знаете достаточно – наборы посуды, гладильные доски, куклы, инструменты из пластика – безусловно, являются отличным способом приобщить ребенка к труду и заинтересовать «своим делом». Однако, в вопросе воспитания «маленькой барышни» и «настоящего мужчины» нам помогают и целенаправленные игры, которые родители без труда могут создать буквально на «ровном месте».  Девочка, видя, что мама готовит и сервирует стол сама с радостью примет в этом участие. Согласитесь, ребенок вполне может покрошить листья салата или расстелить скатерть с салфетками, а похвала ее хозяйственности и ловкости от мужской половины семейства послужит и приятным комплементом, и мощным стимулом к развитию. Ну а мальчики будут счастливы от того, что папа разрешит посмотреть, как он собирает шкаф (а не ворчит сквозь зубы: «заберите ребенка») или даже попросит помочь, подержав какой-нибудь безопасный инструмент. А вот реальная история. Мальчик (4 года) раскапризничался во время прогулки, ныл, что устал и настаивал, что бы его взяли на руки, у мамы были две сумки с продуктами. Сколько раз я видела в подобных ситуациях как разворачивалась целая драма с истериками и обещаниями, типа «я тебя оставлю тут одного, раз не хочешь идти сам», потоком ругани и слез, думаю, вы тоже. Мама мальчика посмотрела на сына серьезно и сказала, что очень устала, что сумки ей очень натерли руки и ей тоже очень хочется домой, но она (внимание!), кажется заблудилась, и никак не припомнит, как же лучше пройти к дому. Малыш вдруг остановился, нытье и усталость как рукой сняло, он почувствовал себя ответственным за маму. Дело было в хорошо знакомом месте, и он сказал, чтобы мама не волновалась, он прекрасно помнит дорогу и проводит маму. Не помня об усталости, он побежал вперед, и даже забрал из сумки игрушку (что бы маме было легче нести). А дома, получил похвалу от папы в виде признания «Ну ты же самый настоящий мужчина, хоть и маленький пока»! Теперь в этой семье с капризами покончено, а малыш при каждом случае норовит помочь.

Помните, что фантазия родителей – это лучшая развивающая среда для их подрастающих малышей. Удачи вам, дорогие читатели, изобретательности в воспитании и любви!

 


Комментарии к материалу “Воспитание: мальчик и девочка

  1. Логинова Катя says:

    Вы слышали о такой семье, где-то в Европе, которая не дает ни одному из трех своих детей половой идентификации. Намеренно. Пусть, мол, сами решат кто они. Странноватый подход, с одной стороны. С другой, во всем нужна гармония. Стоит ли усиленно говорить — ты мальчик или ты девочка. дать понять — это да.

    • Мерлин Монро says:

      Катя, действительно, вопрос непростой. С одной стороны, деткам с рождения родители невзначай внушают их пол (вспомнить даже о стереотипах: мальчикам — голубое, девочкам — розовое), с другой, совершенно нормально, если в игре еще маленькие мальчики просятся на роль кухарки, а девочки «крутят баранки»…

  2. JulaX says:

    Не знаю навязываем мы пол детям или нет. Но вот моей дочурке почти 4 годика. И мы стопроцентные девочки. например: «Я девочка, мне нужно все розовое» или «Мама, мы с тобой девочки, у девочек длинные волосы, а если меня подстригут — я буду мальчиком. Не хочу!!!!» и т.д. и т.п. При этом это нам не мешает вести себя как «пацанка». Для нее сейчас половое различие в длине волос и фасоне одежды. Это она берет из своего общения в садике, на улице, дома наконец. Как устроено общество, так и растет малыш. Если бы все женщины стригли волосы и носили брюки и девочки бы считали, что это признак женщины, а не мужчины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перед отправкой формы: