Научим детей говорить красиво

Однажды в подъезде своего дома я получила урок, который надолго запомнила и сделала свои выводы. Ребенок капризничал и привлекал к себе внимание, няня старалась успокоить его. Я стояла в стороне и молчала. И вдруг мальчик спросил:

— А почему тетя молчит?

Няня ответила:

— Потому что она хорошо воспитанная тетя.

— А что значит: хорошо воспитанная?

— Она не вмешивается в чужой разговор.

А ведь правильно! В этом я с ней согласилась.

А  как привить  ребенку культуру речи?

Наша дачная знакома я Юля  – мать троих детей все свое время и внимание отдает своим мальчуганам: с книжкой в руках (что-то там по психологии) она следует от песочницы, где ее сыновья строят замки и мосты, до дорожки, где  устраиваются велосипедные гонки,  и как-то очень ненавязчиво подправляет их речь, заставляет задуматься над тем, кто что говорит. И результат налицо: пятилетний Игорек, явно напрашиваясь к нам  в гости, заявляет: «Здравствуйте, можно я приду к Вам в гости через пять минут, это будет удобно?» Ну, разве после этого можно ему отказать? Конечно, нет. «Приходи, дорогой!»

Следует учить детей с самого раннего возраста говорить правильно. Даже маленькие дети в состоянии понять, как важно быть учтивым.

Научиться правильно говорить – благородная цель. Вот, что сказал один педагог: «Нужно так немного, чтобы выделяться из толпы!»

Ответы ребенка всегда должны быть лаконичны. Лучше отвечать «Да», «Нет» или «Конечно», чем «ага» или «не-а». И даже односложный ответ всегда кажется слишком прямым, поэтому неплохо прибавить еще несколько слов.

Помогите ребенку исключить из языка такие слова, как «ну», «типа», «блин»  и «короче». Это слова-паразиты, они загрязняют речь. Пусть в разговоре возникают  паузы: немного подумать, прежде чем говорить, никогда не помешает. Научите ребенка произносить слова четко. Бормочущий себе под нос человек производит плохое впечатление.

 

Бранные слова

Даже если дома никто не ругается, вы можете услышать из уст ребенка нехорошие слова. Будьте осторожны: часто интерес к ним может быть подогрет именно вашей реакцией. Обычно ребенок даже не понимает смысла таких слов.

Вы услышали, что ваш ребенок ругается?  Спокойно спросите его, понимает ли он то, что только что сказал. Объясните, что некоторые слова окружающие не хотят и не должны слышать.

Стоит ли говорить шепотом?

Можно допустить, что ребенок во время спектакля шепотом может спросить у вас носовой платок. Но считается недопустимым перешептываться с соседями за обеденным столом.

Объясните, что перешептывание в присутствии окружающих создает у них впечатление, что им не доверяют. Они могут решить, что говорят именно о них, возможно, что-нибудь нехорошее, и что они здесь лишние. Лучше этого избегать.

 

Как отучить показывать пальцем на других

Возможно, не с первой попытки, но ребенок поймет, как некрасиво показывать пальцем на людей и как некрасиво делать вслух замечания по поводу кого-нибудь. Объясните ребенку, что правильнее показывать направление рукой, а не указательным пальцем.

Научите ребенка представить вам нового приятеля. Как это сделать правильно? Он должен протянуть руку в сторону представляемого, повернув ладонь слегка вверх, сказать: «Это мой друг, Паша, а это моя мама Галина Михайловна». Это куда правильнее, чем просто тыкать в кого-то пальцем. Привыкайте называть людей по имени.

 

Смотреть собеседнику в глаза

Нет ничего более важного при общении, чем установление зрительного контакта.

Если ребенок в ходе беседы отводит или опускает глаза, вероятно, ему просто еще не объяснили, как важно смотреть на собеседника. Именно так проявляется внимание и уважение.

Шутки должны быть добрыми

Расскажите ребенку о том, как вас когда-то обидела чья-то злая шутка. Он должен понять, как важно, чтобы чувство юмора всегда соседствовало с добротой. Шутки могут вызвать смех, но и жестоко обидеть.

Научите его сначала смеяться над собой, а потом над другими. Если ребенок нечаянно опрокинет стакан с водой на штанишки, его друг может, например, принести полотенце и пообещать, что он подтвердит всем, что это всего лишь вода.

Если у ребенка хорошая память на разные шутки, и он умеет метко пошутить, похвалите его. Если ситуация действительно смешная, посмейтесь вместе с ним над его шуткой. Но не разрешайте ему постоянно валять дурака.

Обсуждение денежных вопросов

Детям следует воздерживаться от вопросов: «Сколько зарабатывает твой отец?», «Сколько стоит твое платье?»

Какие-то семьи с легкостью тратят большие суммы, а каким-то приходится считать каждый рубль. Объясните ребенку, что денежные вопросы являются сугубо личной темой. Заведя вопрос о деньгах, очень просто обидеть человека.

Ребенок не должен расспрашивать приятелей о том, сколько его родители заплатили за ту или иную вещь, но и сам не должен распространяться о ваших приобретениях. Пусть дети мысленно сравнивают ваше благосостояние с благосостоянием семей приятелей, но вслух они этого делать не должны.

Как говорит ваш ребенок?

Тихо и приветливо или громко и агрессивно?  Он говорит четко или мямлит?

Запишите на магнитофон одну и ту же фразу, попросите ребенка произнести ее по-разному: «Я бы хотел поехать в магазин».

Перемотайте пленку и дайте послушать ему. Укажите на преимущества приятного тона и внятной речи.

 

Картинки из прошлого

Мария Николаевна Волконская – мать Льва Николаевича Толстого вела «Журнал поведения Николеньки» (Николай первенец в семье) и выдавала билетцы с красной сургучной печатью с отметкой за поведение и прилежание. Она старалась помочь сыну избавиться от дурных привычек.  Духовность, доброта, искренность, любовь создавали ту семейную атмосферу, в которой вырос Л.Н.Толстой.

Совет:

Возьмите цветной картон и сделайте цветные карточки, на которых напишите слова поощрения или порицания. Обратите внимание на цвет: красные – «великолепно», розовые – «Хорошо», синие – «удовлетворительно»,  ну, а черные – держите за спиной, «плохо», так не хочется их выдавать! Для значимости можно поставить  на них сургучную печать. По вечерам выдавайте эти «Билетцы» и подводите итоги. Получил ребенок  красную – в субботу в зоопарк, синюю – остаешься без сладкого на ужин… Придумайте накопительную систему, пусть все будет в радость и справедливо. Такие карточки позволят сохранить Вашу нервную систему и эмоции:  порой  вместо слов – карточка.

Вот еще несколько примеров карточек:

— «Доставил удовольствие»

— «Похвально»

— «Охотно»

— «Изумительно»

— «С интересом»

— « Как большой»

— «Увлеченно»

— «Без интереса»

— « Без охоты»

— «Расстроил» (обидел, огорчил)

— «Слегка шаловливо»

— « Без должного прилежания»

— « Из рук вон плохо»

На что еще следует обращать внимание?

— следует вставать, когда взрослые входят в комнату

— вежливо здороваться

— во время разговора смотреть на собеседника

— не встревать в разговор взрослых, а дождаться паузы

— не крутиться между двумя беседующими взрослыми людьми (например, между вами и воспитателем).

 

Все достигается личным примером и многократным повторением. Поэтому я только приветствую ту няню, которая входит с ребенком в лифт и громко произносит «Добрый день, пожалуйста, 17 этаж. Спасибо», а когда выходит, говорит: «До свидания».

Однажды летом на даче, 

или

Говорят дети

1. Игорек научился кататься на велосипеде. С гордостью едет по улице впереди мамы, посматривает по сторонам, со всеми здоровается. Вдруг оборачивается и серьезно напоминает ей: «Мама, не забудь поздороваться. Это тетя Нина».

2.  Игорек на фотографии рядом с взрослой девочкой.

— Как тебе везет – одни невесты кругом!

— Я просто женщин люблю!

3. Утро на даче. Дети Петя 8 лет, Игорек 5 лет и Димочка 3 лет проснулись, тянутся. Мама просит вставать, одеваться. Игорек и Дима уже готовы, а Петя все тянет. Мама:

— Ну, почему маленькие все сразу понимают, а тебе приходится сто раз повторять?

— Просто Дима и Игорь современные, а я в прошлом веке родился.

4. Бабушка приучает ребят к хорошим манерам за столом, объясняет:

— Когда поел, надо спросить разрешения, чтобы выйти из-за стола, поблагодарить, поцеловать маму и бабушку.

Игорек засиделся, один доедает суп. Когда уже все разошлись, зовет бабушку:

— Можно выйти из-за стола?

Берет свою тарелку, уносит ее, говорит маме «спасибо», целует в щечку (все по правилам, так учили). Потом вспоминает, шепчет:

— Мама, а бабушка тоже обед готовила или только ты?

— Конечно, и бабушка!

Довольный побежал к бабушке и чмокнул ее в щечку.

 

Елена Вервицкая

 


Комментарии к материалу “Научим детей говорить красиво

  1. Костя says:

    не пойму почему везде в инете учат красиво говорить только детей, взрослым это нужно не меньше. Пусть сами учат, а дети возьмут пример.
    Вот тут человек заявил о своем неумении говорить и тренируется, весьма полезные статьи http://krasivo-govorit.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перед отправкой формы: