Сребролюбие и дети

На протяжении человеческой истории наблюдались «эпидемии» разных страстей. В поздней античности – половой распущенности (впрочем, наше время догоняет их по «порогу заболеваемости»), в средневековье – гнева и кровожадности, в новое время – самоуверенной гордости и неверия. Теперь же всеобщим поветрием стало сребролюбие. Люди современности уверены, что обладание билетиками государственных банков способно освободить их от любой невзгоды, но когда приходит настоящая беда, бессильны любые состояния…

Христианская Церковь со времени основания позиционировала себя как больница для лечения заболеваний души, препятствующих попаданию человека в рай. Конечно, это не психотерапия, не тренинги для женщин в нашем понимании, различие заключено, прежде всего, в методе лечения, нежели в его объекте. «Психея» по-гречески значит «душа». Церковь обращает свое терапевтическое внимание на грехи – пороки человеческой воли. В рецидивных случаях грех превращается в страсть – греховную привычку, зависимость от различных пороков. Немного подробнее об этом тут.

В периоды вирусных эпидемий самыми уязвимыми к заболеванию становятся, конечно, дети. Это правило срабатывает и в случае греховных эпидемий в обществе. Добродетель привить сложнее, поскольку это кропотливый труд, а мало кто в детстве склонен к усидчивости и терпению. Не удивительно, что детишки вслед за нами начинают верить в безграничное могущество денег. Отсюда постоянное «купи-купи» в каждом магазине, причем зачастую неважно что – «купи что-нибудь». Другие симптомы тоже, думаю, вам известны: детская расточительность, хвастовство перед сверстниками деньгами или дорогими игрушками, сравнивание доходов родителей: «а у моего папы Мерседес, а у твоего?» Уровень материального благополучия уже среди детей порождает разделение и вражду, становясь для одних причиной развития комплекса неполноценности, а для других – тщеславной самоуверенности.

Верующий человек понимает, что справиться самостоятельно с грехом в себе невозможно и прибегает к помощи Бога. В верующих семьях правильно расставляют ценностные ориентиры в жизни: все, в том числе благосостояние, зависит от Бога, Он может дать и также забрать все, что мы имеем; человек ценен сам по себе, вне зависимости от того, что у него есть, важнее материальных его духовные качества. Привить эти простые истины без личного примера невозможно. Если мы в нашей жизни будем надеяться не на деньги, а на Господа, станем разумно относиться к вещам и их приобретению, перестанем оценивать людей по степени достатка, тогда и наши дети смогут безболезненно жить в непростом веке, где в воздухе носится вирус сребролюбия.

 

Из статьи иерея С. Матюшина «Что такое мшелоимство, или Греховно ли богатство?», журнал «Няня», 2011 г.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перед отправкой формы: