Cвятой Вонифатий и Новый год

Все мы любим праздник Нового года. Большинство россиян убеждены, что Новый год — семейный праздник, однако лишь немногие посвящают этот день здоровому общению с семьей. Как правило, начиная с 31 декабря и до конца выходных взрослые пьют беспробудно, забывая про любимых детей. Подарки и вино — вот чему посвящены праздничные зимние дни в России. Однако посылы изначально совсем другие. В том числе и в Православии. Дело в том, что после перехода государства на новый стиль в 1918 году, празднование Нового года стало совпадать с днем памяти святого мученика Вонифатия. 1 января Григорианского календаря соответствует 19 декабря календаря Юлианского (старого стиля), приверженцем которого остается Русская Православная Церковь. Парадокс же заключается в том, что святому Вонифатию издавна молились об избавлении от страсти винопития, а теперь именно в этот день большинство россиян старательно напиваются до положения риз. Ох, лучше бы пели старые песни под гитару трезвыми голосами, кушали с удовольствием осетинские пироги и пили домашний квас. Кстати, настоящие осетинские пироги можно заказать на сайте: http://osetia-pirogi.ru/. Но вернемся в Вонифатию…

 

Жизнь мученика

Вонифатий долгое время страдал от недуга пьянства и поэтому может понять, как тяжело страждущим в избавлении от него. Жизнь святого нельзя назвать примером для подражания – примером является его смерть за Христа.

Вонифатий жил в конце III века в Риме – столице мира, самом могущественном, блистательном и распутном городе того времени. Вонифатий был рабом у молодой и богатой римлянки по имени Аглая. Но не тем рабом, что день и ночь не разгибал спины в тяжелом труде, а приближенным, управляющим имением и еще любовником незамужней Аглаи. При этом он страдал алкоголизмом. Впрочем, он был добрым и отзывчивым, оправдывая тем самым свое имя. Ведь Вонифатий – это греческая форма имени Бонифаций, что в переводе с латыни означает «делающий добро» или «добродетельный».

Вонифатий и Аглая были христианами, оба они осознавали свои греховные немощи и желали очиститься от них. Аглая знала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение. Но где найти святыню?

Со времен последних гонений на христиан в Римской империи прошло несколько десятилетий. Выросло новое поколение верующих, не знавших ужасов государственных репрессий. Но мирное существование для христиан закончилось с приходом к власти императора Диоклетиана. Он был незаурядным политиком, но в христианах видел угрозу религиозной целостности империи, поэтому решил полностью истребить их или принудить к отречению от своей веры. Богатая Аглая решила выкупить у властей тело кого-нибудь из новомучеников того времени, чтобы он стал покровителем ее дома. Для этой миссии она снарядила своего управляющего. Прощаясь, Вонифатий в шутку сказал:

— А если я не смогу найти мощей, ты меня домой-то живым пустишь? Или прикажешь самому умирать, чтоб мощи были?

— Не шути такими вещами! – Укорила его госпожа. –Ты на святое дело едешь!

 

Смерть святого

Эта шутка и ответ Аглаи не выходили из головы Вонифатия во время всего долгого путешествия. Он прекратил пить, был сосредоточен и молчалив.

Наконец, корабль достиг города Тарса в Малоазийской провинции Киликии. Это родина апостола Павла, ныне крупный турецкий город Тарсус. Оставив своих спутников в гостинице, Вонифатий решил осмотреть город. Он пришел на городскую площадь, где как раз проходила смертельная экзекуция христиан. При огромном стечении народа палачи изощренными пытками старались принудить верных к отречению от Христа, но их лица, несмотря на ужасающие страдания, были просветлены благодатью и исполнены мужества.

Потрясенный этим зрелищем Вонифатий прорвался к страдальцам, просил их святых молитв и целовал им ноги. Естественно, его немедленно арестовали и подвергли допросу с пристрастием, требуя подтвердить свою принадлежность к государственной религии, принеся жертву в языческом капище. Вонифатий отказался сделать это и признал себя христианином. Скоро он сам оказался на площади, превращенной в место пыток. Властям было необходимо добиться отречения от веры, чтобы убедить толпу в слабости христиан и их веры. Поэтому и мучения для страдальцев избирались самые изощренные. Но Бог помогает тем, кто мужественно несет свой крест.

Несмотря на смертельные раны, Вонифатий оставался жив. Понял судья, что не добьется отречения от него, и приказал отрубить святому голову. Видя, как стойко переносил Вонифатий все страдания и то, что смертельные увечья чудесным образом не убивали его, 550 горожан приняли христианскую веру. Действительно, кровь мученика стала семенем христианства.

 

Святые мощи

Тем временем спутники святого Вонифатия, напрасно прождав его несколько дней в гостинице, решили, что он «развязался» и направились искать его по городским кабакам. Поиски не приносили результатов, пока они не встретили человека, который признал в разыскиваемом недавно казненного христианина. За большие деньги друзья выкупили обезглавленное тело святого у властей и привезли в Рим к его госпоже Аглае, для которой Вонифатий стал господином и покровителем у престола Всевышнего. Богатая римлянка построила небольшой храм, посвятив его святому Вонифатию, где и погребла мощи святого страдальца. Оставшуюся жизнь она провела в покаянии и молитве и после кончины, согласно завещанию, была погребена в этом же храме.

В VII веке на Авентинском холме Рима был построен храм во имя святых Вонифатия Римского и Алексия человека Божия (базилика Сант-Алессио), куда и перенесли мощи святого. Здесь они хранятся и в настоящее время.

 

Покровитель трезвости

Так, очистившись кровью от своего порока, бывший алкоголик стал покровителем всех желающих вести трезвую жизнь.

Парадокс, что именно в России соседство гражданского Григорианского и церковного Юлианского календарей соединяет память святого покровителя трезвой жизни с Новым годом и призывает нас задуматься о смысле известной поговорки: «Как Новый год встретишь, так его и проведешь». Что выберем мы в этот день: банкет и русскую пьянку или поход в храм Божий? В этом году 1 января приходится на воскресный день, когда благовест и совесть призывают нас именно в церковь. Пусть святой мученик Вонифатий поможет нам сделать правильный выбор.

 

Статья иерея Сергий Матюшин, опубликовано в журнале «Няня» в 2012 г.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перед отправкой формы: