Благородный разбойник из Шервудского леса

Неподалеку от английского города Ноттингема есть небольшой зеленый массив. Это знаменитый Шервудский лет («shire wood», что в переводе с английского «лес графства»). Сейчас он невелик – всего 4 км2. А в средневековье этот лес занимал площадь почти в десять раз большую. Он считался заповедником, где мог охотиться только король, а всем прочим, нарушившим это установление, грозила смертная казнь.

Через Шервудский лес проходил Великий Северный тракт, проложенный еще древними римлянами во время их вторжения в Британию. По нему с севера на юг и в обратном направлении проходили многочисленные купеческие обозы, и поэтому в средние века лес кишел разбойничьими бандами. В них собирались люди обездоленные, лишившиеся крова и состояния в результате притеснений со стороны властей, а также участники мятежей и восстаний, спасавшиеся от казни. И, как гласят легенды, одной из таких шаек предводительствовал благородный разбойник Робин Гуд, который грабил только богатых, раздавал награбленное беднякам и не причинял зла женщинам.

Вся Британия воспевала его в своих песнях. В одной из них он спас от казни сыновей бедной вдовы, подстреливших в королевских владениях оленя, в другой помог обнищавшему рыцаря Ричарду Ли выкупить у аббата заложенные им земли, в третьей издевался над угнетателями местного населения – ноттингемским шерифом и епископом, тщетно пытавшимся изложить Робина. Он был настолько знаменит в средневековой Англии, что его имя стало нарицательным. Много лет спустя Вальтер Скотт ввел Робина в качестве второстепенного, но запоминающегося персонажа в свое произведение «Айвенго», Александр Дюма посвятил ему два романа, а Марк Твен описал игры детей в Робина Гуда в книге «Приключения Тома Сойера». И сегодня, наверное, нет ни одного человека на свете, который не слышал бы о благородном разбойнике.

 Однако баллада и книги, посвященные Робину Гуду, — результаты устного и литературного творчества. А существовал ли в действительности этот народный герой и если да, то к какому сословию он принадлежал и в какое время жил? Вопросы не праздные. Историки так и не нашли в средневековых хрониках достоверный записей о Робине Гуде. Те же анналы, в которых он упоминается, были дополнены в более поздние времена, уже в XV веке, и потому информативная ценность их не очень велика. Баллады же и вовсе могут запутать исследователя. В одних легендах о Робине говорится, что до ухода в Шервудский лес он был свободным ремесленником, в других – крестьянином или несправедливо обездоленным дворянином.

На вопрос, когда мог жить Робин Гуд, также ответить непросто. Первый сборник баллад о Робине был опубликован в 1485 году, из чего можно сделать вывод, что он жил до этого времени. В остальном даже косвенных данных в текстах баллад маловато, чтобы точнее определить время существования Робина Гуда. Правда, в одной из песен о Робине упоминается король Эдуард. Королей с таким именем в средневековой Англии было трое, и правили они в период с 1272 по 1377 год. Поэтому многие исследователи считают, что Робин Гуд жил в конце XIII – начале XIV веков. Наиболее подходящим кандидатом в знаменитые разбойники они чаще всего называют Роберта Гоуда (1290-1346), служившего графу Ланкастерскому и вместе с ним принявшего участие в мятеже против короля Эдуарда II. Но мятеж был подавлен, граф закончил свою жизнь на плахе, а скрывшиеся от королевского суда его сподвижники были объявлены все закона, то есть могли быть убиты без суда и следствия. Был ли среди них Гоуд и разбойничал ли он в Шервудском лесу, документальные подтверждений нет. Однако известно, что Эдуард II в 1323 году посетил Ноттингем, а уже в следующем году среди его слуг появился человек по имени Роберт Гоуд. Не будем заходить слишком далеко, объядиняя Гоуда с Робином Гудом, однако вспомним, что в балладе есть эпизод, связанный с пребыванием короля в лагере разбойников, которых монарх простил и принял на службу.

Однако в старинных рукописях есть косвенные свидетельства, что о Робине Гуде знали гораздо раньше. В английских архивах был обнаружен указ от 1261 года, которые объявлялся вне закона некий Уильям Смит, названный «робин гудом». Выходит, что это имя стало нарицательным еще до эпохи Эдуарда II. По мнению директора ноттингемского музея Г. Блэка, самым вероятным кандидатом в Робины Гуды был житель Йорка Робин Год из Уитерби, по прозвищу Домовой, который скрывался от правосудия в 1223-1224 годах. Видимо, Робин из Уитерби был не рядовым преступником, так как шериф объявил щедрую награду за его поимку. Вскоре Домовой был пойман и повешен.

Прообразом Робина Гуда называют и сына графа Хантингтонского Роберта Фиц-Ута (ок. 1160-1247), за какие-то провинности лишенного наследства и графства. В 1702 году исследователь Т. Гэйл нашел в окрестностях Кирклейского монастыря в Йоркшире надгробный камень, текст на котором гласил: «Здесь, под этим небольшим камнем, лежит Роберт, истинный граф Хантингтонский. Не было лучника искуснее его. И люди звали его Робин Гуд. Таких изгнанников, как он и его люди, Англия не увидит вновь».

В этой находке Гэйла исследователей привлекают три момента. Во-первых, в эпитафии говорится, что люди звали графа Робином Гудом. Во-вторых, то, что «не было лучника искуснее его», а, как известно из легенд Робин Гуд был прекрасным стрелком из лука. Существует баллада «Робин Гуд и золотая стрела», у которой ноттингемский шериф, чтобы изловить Робина и его товарищей, объявил состязание в стрельбе из лука и сделал все возможное, чтобы эта весть дошла до Шервудского леса. Робин Гуд был рисковым человеком и решил принять в нем участие. Сменив свой зеленый плац на цветной, он с несколькими товарищами отправился в Ноттингем на соревнование, выиграл его и получил в награду из рук не узнавшего его шерифа золотую стрелу. Однако победу омрачало то, что шериф так и не узнал, кто же выиграл приз. Тогда «вольные стрелки», как называли лесных разбойников, сочинили послание шерифу. Привязав его к стреле, Робин выстрелил ею из лука, да так метко, что она попала прямо в окно резиденции шерифа. Именно этот момент изображен на памятнике герою в Ноттингеме, где он мощной рукой натягивает тетиву. Наконец, в-третьих, могила Роберта Фиц-Ута находится близ Кирклейского монастыря, а в балладах о Робине место его смерти назван как раз этот монастырь. Согласно им, тяжело заболев, Робин отправился к монахиням этой обители, славившимся умением «отворять кровь» (а именно кровопусканием чаще всего лечили в средние века). Но монахини – то ли случайно, то ли по злому умыслу – выпустили из его жил слишком много крови, что и привело к смерти Робина Гуда. Однако разбойничал ли сын графа в Шервудском лесу и покровительствовал ли беднякам, древние хроники умалчивают.

Впрочем, многие ученые считают, что образ Робина Гуда складывался на протяжении веков, включая в себя как реальные факты, так и легенды, пришедшие из английского фольклора. Этнографы, например, предполагают, что в народном сознании Робин Гуд слился с лесным божеством Робином Гудфеллоу, в чью честь в Англии с языческих времен существовал майский праздник с игрищами и стрельбой из лука, превратившийся впоследствии в День Робина Гуда. Литературоведы находят в сказаниях о Робине аналогии с героем хроники XII века «Деяния Герварда», который, как и Робин, был предводителем шайки «вольных стрелков», враждовал с шерифом и погиб от руки женщины. А лингвисты даже высказывали мнение, что Робин Гуд (Robin Hood) – не имя героя, а прозвище, произошедшее от выражения «rob in hood», что означает «грабитель в капюшоне» (rod или robber по-английски означает грабитель, а hood – капюшон).

Однако в последнее время образ благородного разбойника несколько потускнел. По мнению профессора Кембриджского университета Дж. Холта, Робин Гуд был банальным грабителем с большой дороги и рассказы о том, что он грабил богатых, чтобы раздать деньги бедным, — не более чем красивые легенды, возникшие лет через двести после смерти знаменитого разбойника. В результате в 2005 году из ноттингемского герба было убрано изображение Робина Гуда, красовавшееся на нем много лет. Интересно, что единственным человеком, выступившим против этого, оказался … ноттингемский шериф, но его мнение не было принято во внимание.

Конечно, вряд ли легенда о помогавшем беднякам разбойнике была основана на пустом месте (известно, например, что в начале XIII века шайка дворянина Роберта Твинга в голодный год грабила монастыри и раздавала найденное там зерно неимущим). И для огромного количества людей во всем мире легендарный Робин Гуд остается одним из любимых героев.

Сергей Розанов, журнал «Путеводная звезда», № 4 за 2006 г.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перед отправкой формы: